Блаженный Иероним свидетельствует, что в Назарете, на самом месте, где архангел благовестил Деве Марии о зачатии Спасителя, был сооружен в IV веке храм в память Благовещения.
В настоящее время на месте Благовещения находится латинский монастырь, обнесенный высокой стеной, тогда как сам Назарет ни чем не защищен, и одно только имя Марии охраняет его.
Церковь Назаретская прекрасна и даже великолепна: мрамор одевает стены и помост; главный алтарь возвышается на 17 ступеней, и большой надпрестольный образ Благовещения господствует с высоты над всем храмом.
Под этим-то великолепием, составляющим плод христианского усердия, таится первоначальное скромное жилище Матери Божией. Подобно другим, еще доселе существующим бедным домам Назарета, это жилище Пресвятой Девы прилегает к уступу скалы, в которой иссечен вертеп, составляющий три небольшие комнаты. Туда ныне сходят с левой стороны алтаря по нескольким широким ступеням из белого мрамора.
Под сводом этого святилища устроен латинский престол, под мраморной доской которого помещено несколько богатых лампад, непрерывно горящих и озаряющих священный помост, облитый благовониями и украшенный надписью: «Hic Verbum caro fuit», то есть: «Здесь Слово плоть бысть!» На престоле и вокруг него стоит несколько хрустальных ваз с белыми лилиями, символом небесной чистоты, прославленными Самим Спасителем.
Надпрестольный образ в вертепе так же прекрасен, как и в главном алтаре. При входе в этот священный вертеп, в правой стороне его устроен престол во имя св. Анны, матери Пречистой Девы; а далее, по левой стороне, вы увидите две мраморные колонны, поставленные св. Еленой на тех самых местах, где предстал благовествующий архангел и где находилась при явлении его Матерь Божия. Средняя часть второй выпилена и уже не существует.
По преданию, язычники, совершившие это святотатство, думали найти в этой колонне сокровище и потому так дерзнули исказить ее. С правой стороны от престола двумя ступенями входят в другую часть вертепа, где устроен престол во имя св. Иосифа.
Местные сказания передают, что сами апостолы освятили все эти места для священнослужения. Во второй части вертепа подземного храма Благовещения, позади покоя Пречистой Девы, посередине находится дверь, ведущая через лестницу, ступеней в 15, в третью большую пещеру, где, кроме поместительного покоя, есть еще два боковых углубления, из них одно, как можно догадываться, служило скромным очагом (есть и отверстие для выхода дыма), другое имело назначение хранить домашние припасы.
В Назарете, кроме этого, есть еще арабская православная церковь, находящаяся в самом конце города, при выезде из него на дорогу к горе Фаворской; она построена усердием и пособием Российских царей над развалинами храма, воздвигнутого здесь еще св. Еленой. Там, в самой церкви, показывают глубокий колодезь, из которого Преблагословенная Дева Мария черпала воду и возле которого, как говорят, был дом святого семейства по возвращении его из Египта. Туземные предания не сходятся между собой о месте Благовещения, назначая его то латинскому, то этому храму, и соглашаются лишь на вероятности древнейшего предания, что благовещений было два: одно предварительное — у кладезя, а другое, окончательное, — в самом покое Пречистой Девы.
Вода этого колодезя, свежая и прозрачная, имеет, по безусловному убеждению черпающих ее, чудотворную и живоносную силу. Богомольцы, находящиеся в приделе, достают ее посредством небольшого сосуда, опускаемого на шнурке через мраморное отверстие пола в колодезь; но каждый любопытствующий может спуститься, хотя и не без труда, к самому источнику через особую дверь, находящуюся в углу самого придела. Там можно видеть, что колодезь посредством канавки сообщается с источником, текущим в узких и довольно крутых берегах под церковью, во всю ширину ее. Далее источник за оградой церкви выходит в небольшой водопровод, из которого, спускаясь в бассейн, делается общим достоянием всех жителей Назарета.
В день Благовещения здесь торжественно совершается литургия и собирается огромное число богомольцев, местных и из окрестностей, в том числе поклонников со всего света.
Из книги «Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы»
(116)