Святые покровители города Салоники. Часть 3 — преп. Феодора Солунская

СалоникиВ маленьком храме на улице Ерму, недалеко от храма Агиа София, покоятся мощи двух самых любимых в Салониках святых — преподобной Феодоры Мироточивой и преподобного Давида Солунского. Церковь является частью монастыря преподобной Феодоры Мироточивой. Сначала он носил имя святого Стефана, а после кончины преподобной Феодоры в 892 году его переименовали в честь этой Святой.

Святая Феодора родилась в 812 году на острове Эгина. В 837 году она поступила в обитель святого Стефана, где потом и скончалась. Турки, напав на Салоники в 1430 году, разграбили этот храм и выбросили из раки мощи преподобной Феодоры. Благочестивым христианам удалось их собрать. Во времена турецкого ига храм был известен под названием «Малая Святая София«. К сожалению, древние монастырские постройки погибли в пожарах 1890 и 1917 годов. В 1935 году они были возведены заново. В 1957 году здесь возвели второе большое здание, которое сейчас используется для размещения православного духовенства, приезжающего сюда погостить. Сам монастырь сейчас не действует.

В храме, украшенном прекрасными фресками, пребывают мощи этих святых: справа от входа покоятся мощи преподобного Давида, слева — преподобной Феодоры. Над мощами находятся фрески со сценами из их житий.

Преподобная Феодора Мироточивая

Преподобная Феодора родилась на острове Эгина в 812 году в семье протопресвитера (старшего священника) местного собора отца Антония. При крещении получила имя Агапи. Мать девочки умерла вскоре после родов, а отец Антоний, поручив новорожденную дочь заботам ее крестной матери, покинул дом и принял монашеский постриг. В возрасте семи лет девочка была помолвлена и потом выдана замуж, вероятно, в подростковом возрасте. Около 820 года остров подвергся серии опустошительных набегов арабских пиратов, и во время одного из этих набегов был убит единственный брат Агапи, служивший диаконом. Полагая, что набеги будут продолжаться, муж Агапи отправился к ее отцу за советом. Отец Антоний посоветовал им уехать в Салоники, где у семьи были родственники, и сам поехал с ними.

Храм преп. Феодоры Солунской

Храм преп. Феодоры Солунской

В Салониках отец Антоний отыскал уединенное место подальше от городской суеты, называвшееся Торопа, и основал там скит. Агапи с мужем устроились в городе. Она родила троих детей, но второй и третий умерли вскоре после рождения. Даже смерть третьего ребенка не сломила Агапи, и она умоляла мужа не отчаиваться, напоминая ему, что Господь благословил их, даровав им детей. Она предложила сделать эту жертву Богу совершенной — отдать старшего ребенка (девочку) в монастырь.

Муж согласился, и они отвезли шестилетнюю дочь в обитель святого Луки к игуменье Екатерине, своей родственнице, сестре архиепископа Антония Солунского. На следующее утро девочку постригли с именем Феописта, и она осталась в обители. Муж Агапи вскоре после того скончался, и молодая вдова, отметив третий и девятый день по его кончине, быстро раздала все свое имущество. Она отделила третью часть бедным на помин души мужа, а остальное пожертвовала обители святого Стефана, в которую поступила и сама. Зная ее благочестивую жизнь, игумения Анна позволила ей принять постриг сразу. В монашестве она получила имя Феодора. Она всегда жила по вере, и теперь ей это помогло легко приспособиться к монастырским порядкам.

Приведем два случая из ее монашеской жизни, показывающие силу характеров Феодоры, игумении Анны и Феописты. Через несколько лет после пострига Феописты умерла игумения Екатерина, и девочку привезли к матери в монастырь. Игумения Анна приняла ее. Феодора, вполне естественно, переживала за дочь (при поступлении в обитель Феодоре было только двадцать пять лет), опасаясь, что монастырская жизнь окажется слишком суровой для ребенка, и просила игумению оказывать Феописте снисхождение в том, что касается одежды и еды. Игумения несколько раз напоминала Феодоре, что ей следует сдерживать естественную привязанность к дочери, и что дитя уже давно посвящено Богу, и не подобает забирать обратно пожертвованное Ему. Как-то раз Анна застала Феодору в заботах о дочери, и, увидев что между матерью и дочкой восстановилась тесная родственная связь, запретила им разговаривать друг с другом.

Они прожили бок о бок в одной келье пятнадцать лет и ни разу не сказали друг другу ни слова. Когда одной из них нужно было привлечь к чему-либо внимание второй, она прибегала к посредничеству какой-нибудь другой сестры, и таким образом им удавалось сохранять послушание игуменье без особой горечи и печали. По прошествии пятнадцати лет, когда однажды Феодора тяжело заболела, сестры стали просить игуменью разрешить узы молчания, сковывавшие мать и дочь. Анна выполнила просьбу сестер, и Феодора с Феопистой смогла свободно общаться до конца своих дней. Узы родства уже не были препятствием на пути духовного возрастания.

В один год выдалась очень холодная зима. Как-то игумения велела принести монахиням еду в кельи, а не в трапезную. Принесли котел с водой, но в течение дня, пока он кипел, вода, бурля и переливаясь через край, намочила все, что находилось рядом, в том числе и то место, где обычно спала Феодора. Феодора перенесла свой матрас и овечью шкуру на другое место и продолжала работать. Настоятельница, видя, что она решила найти себе другое место для сна без благословения, воспользовалась возможностью приобрести для нее венец послушания. Она позвала Феодору, отругала за своеволие и нерадивость, проявившуюся в том, что та не испросила благословения. Анна назначила ей епитимью — провести ночь во дворе, на холоде. Феодора безропотно провела ночь на леденящем ветру. С неба потоками лил дождь. Ей некуда было присесть, так как вся земля была насквозь мокрой, и она до самого рассвета просидела на корточках. Утром Анна похвалила ее за послушание в присутствии сестер, уподобив ее Сорока Мученикам Севастийским, и позвала в келью, в тепло. Отвечая на расспросы сестер, недоумевавших, как она смогла выдержать такое испытание, Феодора сказала: «Приняв с верой эту епитимью, я уже не чувствовала ни дождя, ни боли, ни иного какого неудобства, а только радость и счастье — мне казалось, что я нахожусь в теплой купальне».

Игумения Анна прожила до 120 лет, и в последние годы за ней ухаживала именно Феодора. Когда Анна ушла на покой, Феописта, дочь Феодоры, стала игуменией обители.

Прожив долгую жизнь в послушании, стяжав монашеские добродетели и сотворив много добрых дел, Феодора скончалась 29 августа 892 года в возрасте восьмидесяти лет. Перед смертью она проболела пять дней и причастилась Святых Христовых Тайн. Сестры, стоявшие у ее смертного одра, видели, как ее лицо просияло неземным светом. Ее чело было усеяно благоуханными капельками пота, а после кончины ее лицо озарилось небесной улыбкой.

Услышав о ее кончине, близкий друг Феодоры, тяжело больной диакон Димитрий, служивший в церкви святого Димитрия, пришел попрощаться с ней. Он дал ей последнее целование и вдруг почувствовал, что над ним свершилось чудо исцеления. Получили исцеление и еще двое христиан, присутствовавших на погребении. Через девять дней после кончины Феодоры из лампады над ее могилкой стало изливаться благоухающее масло. Сестры собирали его в кастрюли и сковородки и раздавали как благословение. По прошествии двух лет, когда было составлено ее житие, масло все еще истекало из лампады. Мы не знаем, как долго это продолжалось. До сих пор сохранились маленькие свинцовые флаконы с отпечатком образа преподобной Феодоры. В эти флаконы паломники во времена Палеологов (1259—1453) набирали чудотворное лампадное масло (а возможно, и миро от мощей Преподобной) спустя целых триста лет после ее кончины.

Меньше чем через месяц после ее погребения солунскому художнику по имени Иоанн несколько раз приснилась преподобная Феодора, с которой он при ее жизни не был знаком. Он посетил ее могилу, удостоверился в подлинности чудес и, не зная, как она выглядела, написал ее икону. Все, кто видел ее при жизни, подтвердили, что художник изобразил ее в точности такой, какой она была. Вера в ее святость возникла и распространилась сразу после ее кончины. К моменту перенесения мощей святой Феодоры, состоявшегося спустя десять месяцев после погребения, уже были написаны первые стихиры в ее честь. Службы, которыми мы пользуемся для прославления этой Святой, включают произведения ее современника Иоанна Песнописца.

Преп. Феодора Солунская. Рака с мощами

Преп. Феодора Солунская. Рака с мощами

Перед смертью преподобная Феодора попросила дочь похоронить ее отдельно, но священники настаивали, чтобы она, согласно местному обычаю, была похоронена вместе с другими сестрами. Однажды, спустя десять месяцев после кончины Преподобной, часть мраморной крышки гробницы вдруг раскололась с громким треском — сама по себе, без какого-либо воздействия — разделившись на три части в присутствии двух свидетелей, молившихся там. Одной из свидетельниц этого события была Феописта, а второй — парализованная глухонемая женщина, которая тут же исцелилась от всех недугов. В тот же период Феописта постоянно видела сны, в которых мать просила перезахоронить ее так, как она говорила при жизни. И вот через месяц, 3 августа 893 года, по благословению игумении, нетленные мощи преподобной Феодоры были перенесены в каменную гробницу. После этого из тела Святой стало истекать миро. Это миро потом собирали на протяжении столетий, проделав в ногах раки небольшое отверстие. В первые годы после кончины Святой происходили чудеса исцеления таких недугов как паралич, оспа, болезни костей и одержимость. И в наши дни тоже совершаются чудеса по молитвам у мощей преподобной Феодоры. Древнейшая из дошедших до нас икон этой Святой — фреска XI века в храме Айя София в Салониках.

Из книги «Евлогите!» («Благословите!») монахини Нектарии (Мак Лиз)

(1095)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *