Удивительна и промыслительна встреча двух княгинь – святой Анны Кашинской и Елизаветы Федоровны в далеком 1909 году в городе Кашине, где прошли торжества в честь второго прославления в лике святых княгини Анны.
Так начинают рассказ об этом радостном событии «Тверские епархиальные ведомости» в 1909 г .: «10-го июня утром прибыла по железной дороге на поклонение многоскорбной Княгине Ея Высочество Великая Княгиня Елисавета Федоровна».
К ее прибытию вокзал красиво убрали флагами, гирляндами зелени, небольшими арками с коронами наверху.
«С чувством сердечной радости имеем счастье встречать Тебя, Благоверная Княгиня. Ты пришла разделить с православным русским народом уготованный здесь пир нашей веры, по случаю восстановления церковного почитания во святых Благоверной Княгини преподобной Анны Кашинской».
После краткой литии и обычных многолетий великая княгиня Елизавета Федоровна коленопреклоненно молилась около раки княгини-инокини Анны. Затем великая княгиня изволила обозревать собор, его древности и святыни. Относительно самого собора, имеющего величественный вид, сравнительно богато и довольно изящно обставленного и украшенного, Ее Высочество восхищенно сказала: «Прекрасный собор!»
Пробыв в соборе около получаса, Елизавета Федоровна при пении концерта отбыла в Сретенский женский монастырь. Около собора толпы народа приветствовали августейшую паломницу громким «ура!».
В три часа пополудни великая княгиня посетила Успенский собор, в коем обозревала могилу благоверной Анны и затеплила здесь свечу.
На следующий день, 11 июня, благовест в Воскресенском и Успенском соборах к бдению начался в 6 часов вечера. На торжество прибыли архипастыри и пастыри с разных концов необъятной Руси. Богомольцы были не только из близких мест, но и с Кавказа, и из Архангельска, и из Сибири.
Одним из самых торжественных и величавых моментов этого вечера была всенародная лития, совершенная около помоста, где совершал бдение епископ Гермоген. Сюда явились из Воскресенского и Успенского соборов две торжественные процессии с великой княгиней Елизаветой Федоровной и архипастырями, многочисленным духовенством и певчими, окруженные целым лесом хоругвей. Присутствие великой княгини вселяло в присутствующих необыкновенные радость и благоговение: «На разукрашенном гирляндами зелени балконе стояла ярко освещаемая лучами солнца, вся в белом Великая Княгиня».
Наконец раздалось долгожданное прославление и воскликнули радостные голоса: «Преподобная Мати Анно, моли Бога о нас!» Впечатление получилось громадное – слезы у многих катились из глаз, ощущалось глубокое духовное удовлетворение.
Августейшая паломница приобрела в городе и среди богомольцев глубокую симпатию и громадную популярность. Народ не мог не заметить в Ее Высочестве высокой религиозной настроенности, ясно светившейся в ее приветливом ласковом взоре, не опустил из вида и ее усердных выстаиваний всех довольно продолжительных и утомительных церковных служений; до слуха народного дошло известие об иных молитвенных и постнических подвигах Елизаветы Федоровны, выразившихся в Кашине в двукратном посещении раки преподобной ночью, в употреблении самой простой неизысканной пищи.
13-го июня тверской губернатор получил от великой княгини Елизаветы Федоровны телеграмму следующего содержания:
«Вернувшись в Москву под свежим впечатлением чудно радостных дней, только что проведенных в Кашине, я не могу не высказать вам, как я была счастлива, что мне удалось принять участие в торжествах прославления Святой Анны Кашинской и провести эти три дня в ее родном и бывшем столь близким ее сердцу городе. Я была глубоко растрогана тем дорогим, тонким вниманием, которым я была окружена все время пребывания в Кашине, и мне было несказанно дорого, что к молитвам за усопших на заупокойных службах присоединили и молитвы за моего дорогого мужа. ЕЛИСАВЕТА».
В своем письме к императору Елизавета Федоровна написала:
«Это было идеальное повторение Сарова… Была та молитвенная атмосфера, что так поразила нас тогда и что всякий раз возводит человека к Богу… Паломники прибывали и прибывали, и все молились… Все были поражены идеальным порядком и тем, что можно было так легко подойти к мощам. Несчастные, заблудшие грешники, которые, увы, существовали во все времена, пытались смутить христиан, говоря, что им придется платить за доступ к мощам… и что полиция будет перегораживать проходы. Но после того, как они увидели своими глазами и передали другим, что слухи эти оказались лживыми, люди стали приходить с еще большим рвением, радостью и благодарностью, на какую способны лишь русские крестьяне. Сколько молитв вознеслось тогда…»
И теперь, спустя сто лет, мы имеем возможность получить точное представление о прошедших торжествах. Оценить поистине невероятные события в жизни великой княгини и России и узреть тонкий Промысл Господа.
Из книги Паломничество Великой Княгини Елисаветы Федоровны в Тверскую губернию на прославление св. блгв. книгини Анны Кашинской в 1909 году.
Источник
(167)