География паломнических поездок великой княгини чрезвычайно широка. Паломнические путешествия по России Елисавета Феодоровна начала совершать ещё будучи лютеранкой, что способствовало её успешному обращению в православную веру.
Неизгладимое впечатление произвёл на неё Вышенский монастырь, находившийся в Шацком уезде Тамбовской губернии, который она посетила в сентябре
1886 года. В Вышенской пустыни произошла незабываемая встреча великой княгини и свт. Феофана Вышенского Затворника (в миру – Георгий Васильевич Говоров).
Известно Верхневолжское паломничество великокняжеской четы в июне 1892 года, во время которого Сергей Александрович и Елисавета Феодоровна посетили святыни Ярославля, Рыбинска, Углича, Ростова Великого. В июле 1903 года великая княгиня приняла в Сарове участие в торжествах прославления преп. Серафима Саровского.
После трагической гибели великого князя паломнические поездки становятся особенно частыми. В июне 1909 года великая княгиня присутствует на торжествах вторичного прославления св. Анны Кашинской в г. Кашине Тверской губернии. В августе 1910 года она совершила паломничество в Уфимскую епархию. В 1911–1912 годах посетила целый ряд монастырей России: Лубенский Спасо-Преображенский, Корнилиево-Комельский, Спасо-Нуромский, храмы и монастыри г. Киева и Почаевскую лавру. В июле 1913 года великую матушку встречали в Архангельске и на Соловках. В августе 1913 года великая княгиня совершила паломничество в г. Орёл, где размещался её подшефный 52-й драгунский Черниговский полк. В мае 1914 года – в Оптину пустынь.
Паломничество на Урал занимает исключительное место в жизни великой княгини уже потому, что по срокам оно полностью совпадает с периодом крайнего обострения международной обстановки в Европе и началом Первой мировой войны 1914–1918 годов, обернувшейся для России революцией и падением самодержавного строя.
На этот раз вместе с великой княгиней в путешествии приняли участие казначея Марфо-Мариинской обители В. С. Гордеева, гофмейстер высочайшего двора А. П. Корнилов, егермейстер А. А. Зуров и две гостьи из Германии. Летом 1914 года в Россию приехала сестра Елисаветы и Александры принцесса Виктория Баттенбергская со своей дочерью Луизой.
Они расположились в Марфо-Мариинской обители, после чего вместе с великой княгиней отправились в паломничество. Следовательно, поездка приобретала важное политическое значение. Она способствовала укреплению дружественных взаимоотношений представителей правящих династий России и Германии, что было чрезвычайно актуально в условиях нарастающего конфликта между этими странами.
Путешествуя на пароходе «Межень» по р. Волге, сёстры побывали в Нижнем Новгороде, Казани, где посещали многие храмы и монастыри. После Поволжья августейшее паломничество продолжилось по уральской земле. Официально главной целью поездки на Урал было посещение Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря Екатеринбургской епархии, где почивают святые мощи праведного Симеона Верхотурского.
В первые полтора десятилетия ХХ века Верхотурье пользовалось особой популярностью в придворной среде благодаря рассказам «друга» императорской семьи Григория Распутина. Известно, что Распутин впервые побывал в Верхотурском монастыре в начале 1890-х годов и прожил там три месяца. Время, проведённое в обители, оставило неизгладимое впечатление в душе Григория. Впоследствии, во время поездок на свою родину в Тобольскую губернию, он регулярно наведывался в обитель, чтобы поклониться святым мощам праведного Симеона.
По рекомендации Распутина монастырь неоднократно посещали высокопоставленные духовные и светские лица. В 1911 году вместе с Григорием паломничество в Верхотурье совершил духовник царской семьи епископ Таврический Феофан (Быстров). Несколько раз в 1913–1916 годах в монастыре гостил почитатель Распутина штаб-офицер для поручений при дворцовом коменданте полковник Д. Н. Ломан. Летом 1916 года, по настоянию императрицы, вместе с Распутиным монастырь посетили две её ближайшие подруги – фрейлины императорского двора А. А. Вырубова и Ю. А. фон Ден.
Учитывая отрицательное отношение Елисаветы Феодоровны к Распутину и распутинцам, безуспешно искавшим её расположения, с высокой степенью достоверности можно предположить, что визит великой княгини Елисаветы и принцессы Виктории состоялся по настоятельной просьбе Александры Феодоровны. Впрочем, у августейшей матушки были собственные духовные основания посетить знаменитую уральскую святыню. Великая княгиня признавалась, что глубоко почитала этого святого, так как получала его благодатную помощь в годы Русско-японской войны.
Оказавшись в пределах Пермской епархии, её высочество сделала краткую остановку в с. Елово Осинского уезда, расположенном на правом берегу р. Камы. Здесь паломники посетили скромный сельский храм св. апостолов Петра и Павла. 11 июля 1914 года «Межень» под гул церковных колоколов пришвартовался на пристани губернского города Перми. В Перми великая княгиня находилась два дня (12–13 июня). За это время она посетила Спасо-Преображенский кафедральный собор, Пермский Успенский женский монастырь, после чего отправилась в Белогорский Свято-Николаевский мужской миссионерский монастырь.
По дороге августейшая паломница посетила храмы в сёлах Троельга, Ерши, Бымовского завода. Вечером 13 июля коляска с августейшей путешественницей достигла Белой Горы. Её высочество была торжественно встречена настоятелем монастыря архимандритом Варлаамом (Коноплёвым) и братией Белогорской обители на площади Иверского храма.
14 июля она молилась во время Божественной литургии, которую совершил епископ Палладий в сослужении монастырского духовенства. Духовное торжество продолжилось на следующий день. Рано утром 15 июля великая княгиня в открытом экипаже проследовала в Серафимо-Алексеевский скит монастыря, расположенный в пяти верстах от Белой Горы. Скитники встретили гостью крестным ходом во главе с начальником и строителем скита игуменом Серафимом (Кузнецовым). Великая княгиня молилась во время литургии в Серафимовском храме обители, посетила келью скитоначальника.
В пещерной церкви Киево-Печерских преподобных была отслужена панихида о благоверном князе Сергее Александровиче. Прощаясь с насельниками скита, её высочество пожаловала в скит большого размера икону преп. Серафима с большой частью камня, на котором он молился тысячу дней и ночей. Начальнику скита игумену Серафиму (Кузнецову) великая княгиня подарила свой портрет в рамке с короной и своей подписью. Это был не единственный знак внимания великой княгини в адрес отца Серафима. Во время визита в Пермскую епархию игумен Серафим постоянно находился в непосредственной близости к великой княгине: произносил речь во время встречи на камской пристани, неоднократно сослуживал епископу Палладию в присутствии Елисаветы Феодоровны, сопровождал её во время отдельных поездок, вёл с ней доверительные беседы. В скиту великая княгиня удостоила своим разговором мать отца Серафима монахиню Анастасию (Кузнецову).
В тот же день, 15 июля, великая княгиня поездом возвратилась в Пермь, где посетила миссионерские курсы братства свт. Стефана Великопермского. Поздно вечером Елисавета Феодоровна отбыла, а 16 июля к обеду прибыла в г. Верхотурье, и её паломническая поездка по Уралу продолжилась в Екатеринбургской епархии.
У стен величественного Крестовоздвиженского собора Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря великую княгиню встречали епископ Екатеринбургский и Ирбитский Серафим (Голубятников), настоятель монастыря архимандрит Ксенофонт (Медведев). После всенощного бдения и соборно прочитанного акафиста св. прав. Симеону великая княгиня остановилась в покоях игуменьи Покровского Верхотурского женского монастыря Таисьи. На следующий день она неоднократно молилась у раки св. прав. Симеона Верхотурского, на которую повесила художественной работы серебряную лампаду, посетила Покровский женский монастырь и ряд храмов г. Верхотурья.
17 июля августейшее паломничество было омрачено скорбным известием – началась мобилизация войск Российской армии. В связи с этим событием поездку пришлось прервать, был отложен запланированный визит в г. Екатеринбург. 18 июля паломники возвратились в Пермь.
20 июля поздно вечером великая княгиня Елисавета Феодоровна, принцесса Баттенбергская Виктория с дочерью Луизой в срочном порядке отбыли на поезде из Перми через Вятку в Москву.
Таким образом, паломничество великой княгини состоялось в судьбоносные для России и всего мира дни. Игумен Серафим объясняет его желанием великой княгини своими горячими молитвами к Богу изменить стремительный ход неблагоприятных для государства и династии событий, благодатно повлиять на умонастроение народа, вызвать в нём воодушевление и патриотическое чувство.
Августейшая паломница ее императорское высочество великая княгиня Елисавета Феодоровна
(237)