В святом граде Иерусалиме паломникам показывают так называемый « пуп Земли » (или «центр Земли»). Он находится в храме Гроба Господня, на середине прямой линии, соединяющей алтарь кафедрального храма Иерусалимского Патриархата и Кувуклию. « Пуп Земли » – это символизирующая центр христианского мира каменная чаша, внутри которой шар с начертанным на нем крестом.
Точно не известно, когда и кем поставлена здесь эта чаша. Рядом с ней греческие монахи ставят такой же невысокий светильник со множеством свечей и ящик для пожертвований. Чашу приковывают на всякий случай цепью, чтобы паломники и туристы без надобности не смещали ее или, не дай Бог, не унесли из храма, как это, говорят, уже здесь случалось. Посетители храма Гроба Господня, по неизвестно кем придуманному обычаю, стараются коснуться «на счастье» этой чаши. Так уж сложилось, что ненадолго сдвигать со своего места чашу, а вместе с нею, получается, смещать и сам «центр Земли» могут только греческие монахи да помогающие им сестры, моющие пол в храме. Однако временно смещая его, уборщики тут же возвращают его на старое место – туда, где ему положено находиться в храме.
Бытует мнение, что греки-христиане решили символически отметить в Иерусалиме христианский центр Земли в противовес находившемуся в Дельфах, в храме Аполлона, омфалу – камню, символизировавшему центр языческого мироздания.
Сохранились устные предания, что еще со времен земной жизни равноапостольной царицы Елены († 330), предпринявшей раскопки на Голгофе и отыскавшей пещеру, где был погребен Спаситель, а также обретшей Животворящий Крест Господень, четыре гвоздя и титло «INRI», греки стали указывать « пуп Земли » прямо напротив самого входа в пещеру Гроба Господня.
« Пуп Земли » не всегда обозначался таким же образом, как сегодня, – каменной чашей. Так, в западных исторических хрониках сообщается, что « пуп Земли » некогда имел форму колонны или столба. И не всегда он отмечался в святом для каждого христианина месте – у Гроба Господня. Так некий епископ Аргулф примерно в 700 году (то есть уже после того, как Иерусалим и его главная святыня были отвоеваны войсками византийского императора Ираклия) оставил письменное свидетельство о « пупе Земли », обозначенном «высокой колонной к северу от церкви Голгофы, посреди города» Иерусалима.
В «Голубиной книге» – древнем памятнике русской народной духовной литературы – Иерусалим упоминается как «город городам отец», потому что «во граде во Иерусалиме тут у нас среда земли». При описании церкви Воскресения Христова о «пупе Земли» упоминает в своем «Хожении» игумен Даниил, посетивший Палестину в 1104–1107 годах:
«И есть от дверей Гроба Господня до стены великого алтаря 12 сажень; и ту есть вне стены за олтарем пуп земленый…».
В 1102 году « пуп Земли » в виде колонны описал и епископ Севулф. Через три столетия, в 1322 году, это место с колонной упоминается уже «в середине церкви». Позже этот любопытный памятник упоминается и другими хронистами и паломниками, но степень его древности никто не знает: у греков в храме Гроба Господня имелась «круглая колонна около двух футов в высоту, выдающаяся из мраморной мостовой, но ничего не поддерживающая». Назначение этой колонны связывали с указанием в Иерусалиме «истинного центра», или «пупа Земли». В 1646 году Бернард Сириус из Брюсселя сообщал, что греки называли эту колонну «центром Земли». Через два столетия, в октябре 1884 года, хронисты называли этот «центр» «столбом», хотя на его месте была уже «ваза, по форме напоминающая сосуд для фруктов», называемая арабами и местными сирийскими христианами «центром Земли». Причем отмечалось, что в конце XIX века почти в каждой греческой церкви в Сирии имелось подобное сооружение в центре храма, называемое по-арабски «амуд», и представляло оно собою тоже вазу или нечто вроде вазы.
В конце XIX века «пупом Земли» считалось также и некое «круглое отверстие на хорах (возможно, «Латинских хорах». – А.Х.) церкви Святого Гроба». Некоторые иерусалимские историки считают, что «центр Земли» – висящая в поперечном нефе греческого кафоликона «люстра с крестовиной, пересеченение которой и означает для христиан пуп Земли ».
Начальник Русской духовной миссии Московского Патриархата в Иерусалиме архимандрит Тихон (Зайцев) в 2006 году говорил в беседе с автором этих строк:
«Так называемый пуп Земли, встречающийся паломнику в храме Гроба Господня, напрямую связан с домостроительством Божиим, с замыслом Бога о человеке. В Священном Писании сказано, что Господь “содела спасение посреде земли”. Божественная Голгофа и Живоносный Гроб Господень, из которого воссияла жизнь миру, являются доказательством подлинности исполнения пророческих слов о спасении человека».
Святой град Иерусалим издревле почитался центром Земли. Убеждение, что город сей в «середине Земли», основывалось на словах псалмопевца царя Давида: «Бог же Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли» (Пс. 73: 12), а также других мест Священного Писания: «Сей Иерусалим посреде языков положил его и страны яже окрест его» (Иез. 5: 5). «На основании этих слов некоторые полагали, – пишет преподобный Ефрем Сирин в “Толковании на книгу пророчеств Иезекииля”, – что Иерусалим находится “посреде земли”, как сердце посреди членов. Ибо из Иерусалима исшел закон, который заповедям своим подчинил все народы; и во Иерусалиме водружен и крест, который своими благодеяниями покорил все концы земли».
(635)