В сутках, как известно, 24 часа. И так же известно, что этих 24-ех часов нам вечно не хватает. Все плотнее становится ритм жизни, все сложнее найти время для действительно важного. И, когда наступает долгожданный отпуск, мы стремимся не упустить каждой его минуты. В том числе, мы можем вспомнить, что это то время, которое мы можем потратить с пользой для души. «Фома» попросил поделиться наших друзей советами — куда бы они рекомендовали поехать тем, кто только ищет дорогу к храму?
Протоиерей Дионисий Поздняев, настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге (Китай):
Традиционно места паломничества — это такие места, которые напрямую говорят нам о духовной жизни, о Христе. Таким местом для меня стала Святая земля. Когда я там оказался, мне было около 27 лет и я уже был священником, но прикосновение к святыням этой земли дало мне какое-то новое чувство, новое измерение в духовной жизни. Точно так же — Троице-Сергиева Лавра и Псково-Печерский монастырь. Сюда хочется возвращаться снова и снова.
Но на самом деле Господь может открывать Себя на всяком месте и во всякий час. Я бы не сказал, что можно поехать в то или иное место и непременно получить духовный опыт. Не обязательно. Я знаю много случаев, когда даже верующие люди, отправляясь в паломничество, возвращались опустошенными — потому что недостаточно правильно к этому подходили, воспринимали это как туризм, как накопление впечатлений, часто внешних…
Дмитрий Сладков, советник дирекции Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ:
Во-первых, это Иерусалим. Главное, что я чувствую, попадая туда, — это подлинность. …идешь и понимаешь: это было здесь. Дело даже не в камнях самих по себе, хотя и камни святые сохранились. А дело в понимании непрерывности истории, в чувстве живого человеческого присутствия в ней Христа, которое там приходит. В этом особенность Иерусалима лично для меня.
Во-вторых, это Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь и в целом Соловецкие острова. Там дивная молитва, настоящая монашеская жизнь…. На Соловках природа не первозданна, а преображена усилиями многих поколений монахов: и растительность уже не такая, как на окрестных островах, и даже климат свой. Причем преображена она не просто так, а зримо и ощутимо в согласии с Божиим замыслом. И это Божие присутствие укрепляется тем, что Соловки — место людских страданий.
Дмитрий Соколов-Митрич, журналист:
Думаю, что с точки зрения душеполезности лучше отправляться в святые места, которые переживают тяжелые времена и которые далеки от материального благополучия. Приехать, увидеть и по возможности помочь трудом и молитвой.
Помню свой такой опыт. В начале нулевых годов я в качестве журналиста поехал в командировку в Косово. И впервые своими глазами увидел священников, которые живут в осадном положении, когда каждый день рядом пролетают в лучшем случае камни, а в худшем — гранаты; увидел порушенные или взорванные древние храмы.
Я в то время был в начале своего пути к Богу, и конечно, эта командировка сильно на меня повлияла. Когда живешь в благополучных условиях, видишь позолоченные купола и слышишь колокольный звон, воспринимаешь все это как что-то естественное, что никуда не пропадет, — и живешь себе спокойно. Всего пару лет назад в Косове все было как у нас, а потом — гуманитарная катастрофа, взорванные церкви и всеобщее состояние кошмара. И когда посещаешь такие места, начинаешь понимать, насколько все хрупко и ценно, и убеждаешься, что вера — это не просто купола, а прежде всего — человеческие души.
Валентин Любимов, руководитель сервиса дневников LiveIntern:
Образом всех библейских дорог — от сорокалетнего путешествия евреев за Ковчегом в пустыне до идущих в Иерусалим за Христом на осляти, а может, даже дороги в Эммаус и апостольских путешествий — в наше время является доступный каждому крестный ход. Не просто вокруг храма, а хотя бы десять километров, лучше же — все сто.
Это дорога, совершаемая к Богу, с Богом и ради Бога. К Богу — общее устремление каждого из тысяч участников. Несколько дней в пути крестоходцы, как ангелы, не интересуются ничем, кроме молитвы, поста и взаимопомощи. Только с Богом, восполняющим силы и исцеляющим раны каждую ночь, можно пройти этот путь. Старому и младому, и инвалиду, и тому, кто этого инвалида ведет. И именно ради Бога переносятся эти добровольные труды в надежде, что невольные скорби обойдут стороной. И нас, и наших близких, и всех, кто просил молиться за них.
Павел Усанов, бас-гитарист группы «Любэ»:
Я давно связан дружбой с ребятами из движения «Общее дело», которые восстанавливают деревянные храмы Севера. Движение было создано 7 лет назад и разрослось настолько, что сейчас экспедиции на Север совершаются одна за другой.
К сожалению, из-за гастролей с группой «Любэ» и с моей группой «Встречный бой» вырваться в экспедицию мне пока не удается (хотя думаю, что это временно), но на московские встречи ребят я каждый раз лечу — то с поезда, то с самолета — выступаю и говорю, что когда-нибудь обязательно поеду с ними. И слушаю о тех чудесах, которые рассказывают участники экспедиций.
А их множество, и, пожалуй, одно из самых главных последствий этих экспедиций то, что в них часто зарождаются будущие семьи. Приезжая поодиночке, ребята знакомятся, общаются, занимаются общим делом — и многие возвращаются домой уже с мыслями о том, что они жених и невеста.
Удивительно, что при уборке храма и территории ребятам удается найти ценную церковную утварь, которую в советские времена священнослужители прятали в землю перед осквернением храма или перед собственным расстрелом. А еще часто случается так, что, приезжая в ту или иную деревню и пытаясь ее облагородить, самоотверженные экспедиторы сразу подключают к своему труду местных жителей, которые, как известно, очень часто бывают подвержены разным пагубным привычкам. И жители окунаются в работу с головой, по крайней мере, хотя бы на время, а многие помогают храму и дальше, участвуют в богослужениях.
Для молодых людей, особенно тех, кто ищет ответы на главные вопросы и как-то выстраивает свой путь в Небеса, это, без сомнения, та самая дорога. Часто бывает, что наша молодежь вроде бы и тянется к Богу, но никогда не соприкасается с Церковью близко, не общается с людьми, которые могут показать, что такое вера на деле. А там все это происходит. И, кроме того, люди облагораживаются трудом в экологически чистом месте, кругом красота русского Севера, старинного деревянного зодчества — и это тоже благоприятно воздействует на душу.
(40)