Продолжение. См. День 5. День 4. День 3. День 2. День 1
Шел шестой день нашего паломничества по Святой Земле. Два дня мы жили в гостинице в городе Вифлеем.
В Вифлееме произошло событие, навсегда изменившее мир и ход истории человечества
«Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице..» Лк. 2, 6-7
Небольшой городок на Святой Земле привлекает к себе внимание событием огромного значения для сердца каждого христианина и всего человечества. Более двух тысячь лет назад в Вифлееме родился Иисус Христос. С рождением Иисуса Христа человечество установило новое летоисчисление своей истории. Долгое время было даже принято при упоминании значительной даты или года добавлять «с Рождества Христова».
Священное место прихода в земной мир Господа Иисуса Христа отмечено четырнадцати конечной серебрянной звездой. Пещера, ставшая кровом Святому Семейству, сегодня и храм, и алтарь, собирающий верующих с особенным душевным трепетом на Божественную литургию.
Так и мы, паломники из Чувашии, рано утром устремились в Храм Рождества Христова на Божественную Литургию. Каждое утро в пещере Рождества служится литургия на двух языках: арабском и греческом. Сегодня здесь звучали молитвы и на русском языке.
Из-за большого скопления народа причастие совершалось над пещерой у центрального алтаря храма Рождества Христова.
Храм Рождества Христова – это единственный храм , в котором богослужение не прекращалось с дня основания , примерно с 332 года н.э и по сегодняшний день. Первоначально Храм Рождества Христова имел три входа , но впоследствие две двери замуровали и остался центральный узкий вход с низким сводом . Этот вход называют также «врата смирения», так как , чтобы попасть во внутрь Храма Рождества Христова, каждый должен склонить голову.
Также в храме справа у входа в пещеру находится единственная икона улыбающейся Божьей Матери — Вифлеемская, тогда как традиционно в иконографии Богородица обычно изображается серьезной, скорбной или умиляющейся. Икона была написана в России и подарена Храму Рождества Христова в Вифлееме Русским Императорским домом (точная дата неизвестна). Риза ее изготовлена из платья преподобномученицы Елизаветы (великой княгини Елизаветы Феодоровны Романовой, 1864-1918 гг.).
При храме Есть пещера, которая напоминает нам истинное библейское событие, известное как избиение младенцев царем Иродом. Мощи 14-ти тысяч святых мученников возраста до двух лет предстают взору паломников в глубокой пещере под храмом.
Выехав из Вифлеема через дверь в огромной восьмиметровой бетонной стене, которой отгорожен весь город, через израильский КПП мы двинулись в сторону Иерусалима.
Сегодня палестинские территории Израиля расчленены на десятки «островов», окруженных израильскими КПП. Вифлеем — один из таких «островов» Палестинского архипелага. Хотя город и относится к Палестинской автономии, но решать автономные власти могут только вопросы уборки мусора. Израильские войска заходят в город, когда им вздумается. Большинство вифлеемцев никогда не выезжает за его пределы. Чтобы попасть в соседнюю деревню, тем более в Иерусалим, начинающийся прямо за околицей, надо иметь спецпропуск, а его трудно получить. Впрочем, это касается только местных жителей. Туристам попасть в Вифлеем — не проблема.
Иерусалим — Священный город. Его святость в сердце христианина. Паломничество в Иерусалим называется восхождением.
Пройдя узкими улочками старого города Иерусалима,
зашли в Храм Воскресения
и первым делом в Кувуклию ко Гробу Господню
Храм принадлежит всему христнианскому миру. Территория в нем делится между православными христианами, католиками, армянским католиконом, коптами из Египта, христианами Сирии, Эфиопии. У каждой конфессии в соответствии со «статусом кво», принятым в Париже в 1852, строго расписано и неукоснительно соблюдается время служения на Гробе, на Голгофе и других приделах.
Сразу при входе в храм расположен Камень Помазания. На этом камне, покрытом теперь мрамором, тело Иисуса Христа было положено для умащивания маслами и благовониями женами мироносицами перед положением во гроб.
Здесь же в храме узкая крутая лестница ведет к Голгофе к месту Распятия и Крестной Смерти Господа нашего Иисуса Христа.
К назначенному времени — 12 часов — мы прибыли на прием к Иерусалимскому Патриарху Феофилу III.
Каждый паломник смог получить благословение и памятный подарок из рук Патриарха — иконку Божией Матери «Иерусалимская».
Пройдя по крестному пути Спасителя, мы побывали у Порога судных врат — порог древних ворот, через которые по преданию переступал Иисус Христос, ведомый на казнь. Эта святыня, находится на территории Александровского подворья в старом городе Иерусалима.
В полу видны камни, которые сохранились еще со времен Христа.
Пройдя чуть далее по улице, мы оказываемся у входа в темницы Претории. На этом месте сейчас небольшой православный монастырь. Сохранилось несколько подземных помещений темницы. Одно из них — одиночную камеру с каменными колодками — предание связывает с заключением Христа. Заключенный сидел на каменной скамье, просовывались в эти колодки и внизу сковывались.
В этот день мы побывали в двух монастырях Иудейской пустыни, где становилась и крепла вера православная.
Монастырь Феодосия Великого — основан в 476 г. Феодосием Великим около пещеры, где, согласно преданию, приходившие на поклонение Христу волхвы останавливались на отдых на обратном пути (Мф.2:12).
В настоящее время это православный греческий женский монастырь в подчинении Иерусалимской патриархии.
Пустынник вначале жил один, но вскоре, желая ангельского жития, образовалась монашеская община. Монахи стали подумывать о строительстве монастыря. Чтобы определить место постройки Феодосий взял кадильницу, вложил в неё холодные угли, фимиам и вышел в пустыню:
…он обходил места, которые казались более удобными для построения монастыря. Он прошёл далеко по пустыне и с теми же невозгорающимися и холодными углями в кадиле достиг места, называемого Кутилла, и берегов Смоляного озера. И когда увидел, что угли не загораются… то вознамерился возвратиться в пещеру. Когда он возвращался, и пещера была уже недалеко из кадильницы внезапно вышел благоухающий дым, ибо угли сильно разгорелись.
На этом месте была построена церковь, кельи и вскоре возникла обширная обитель, получившая название Лавра Феодосия Великого. В ней был введён монастырский устав Василия Великого и лавра стала первым общежительным монастырём Палестины, к концу жизни Феодосия в ней проживало до 400 монахов.
В начале XII в. игумен Даниил впервые описал монастырь на русском языке:
«А от Иерусалима до Феодосиева монастыря верст шесть. Тот монастырь на горе обнесен оградой и виден от Иерусалима. И там есть пещера большая посреди монастыря, в которой волхвы ночевали, когда избегали Ирода. И там ныне лежит святой Феодосии, и многие святые отцы там лежат; мать святого Саввы в той пещере лежит, и Феодосия мать тут лежит». («Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли»)
Лавра Саввы Освященного — основана около 484 г. преподобным Саввой Освященным в Иудейской пустыне. Является одним из древнейших общежительных монастырей.
В начале XII в. лавру посетил русский паломник игумен Даниил, писавший о ней:
«Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы».
По давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в монастырь. В настоящее время обители проживают 15 монахов — греки, румыны и один — русский, который и общался с нами-паломницами пока наши батюшки и мужчины-паломники осматривали монастырь. Нам вынесли мощи для поклонения и раздали иконки и ватки с
освященным маслом.
Продолжение следует…
(234)