Рождество в Эфиопии отмечают 30 млн. христиан-монофизитов. (Монофизитство – от греч. «моно» – одна, «физис» – природа. Отвергнутое в V веке Православной Церковью учение об Иисусе Христе, полагающее, что Христос был только Богом, а не Богочеловеком).
«Ганна», рождество в Африке по-эфиопски, начинается с того, что каждому входящему в церковь раздают свечи. С зажженной свечой он обходит церковь три раза и лишь затем стоит все литургию. Рождественская служба проходит как в старинных церквях, вырезанных в скале из вулканических пород, так и в современных храмах. Мужчины, женщины и хор образуют три отдельных круга. Начинается служба, после которой все вошедшие в храм едят освященный хлеб и вино.
В рождественскую ночь город наполнен паломниками. Всю ночь они молятся на улице и поют псалмы. Утром все верующие образуют яркую и нарядную процессию, которая идет на близлежащий холм. Там служится Божественная литургия, а потом каждый вкушает из рук другого верующего один кусочек доро уот (тушеный цыпленок с пряностями, который лежит в красочно украшенных корзинах). Эфиопы пекут инжеру, огромную лепешку из дрожжевого теста. Она служит одновременно и тарелкой, и салфеткой для того, чтобы взять кусочек цыпленка.
Православных верующих в Кении около 300 тысяч. На Рождество они украшают церкви шарами, лентами, цветами, зелеными растениями и рождественскими деревьями. Рождественский сочельник наполнен песнями ходящих от дома к дому. Все, что подано за псалмы – маленькие сувениры, часто просто деньги, будет подарено церкви. И в деревнях, и в крупных городах семьи посещают церковь утром. В трущобах и сиротских приютах организуются рождественские обеды. Чтобы побыть вместе, родственники приезжают из далеких мест и собираются за столом, уставленным всевозможными угощениями и яствами.
В рождественской кухне главное место отводится наяма чома (жареное мясо, обычно козье или коровье, реже курица). В дополнение ко всему этому подается чапати – свежеиспеченный африканский плоский хлеб.
(122)