В день святых апостолов Петра и Павла хорошо вспомнить где находятся их святые мощи. Собор Святого Петра в Риме на территории суверенного государства Ватикан стоит на том месте, где в древнеримские времена находился цирк, на арене которого в правление императора Нерона предавали мученической смерти христиан. Здесь в 67 году после суда был распят и апостол Петр. После казни апостола похоронили на кладбище к северу от цирка, во II веке над его могилой поставили небольшую часовню, в IV веке — большую базилику, а с XVI по начало XVII века построили храм, который мы видим сейчас.
Святой Иоанн Златоуст: «Я люблю Рим: хотя можно хвалить в нем многое — его обширность, древность, красоту, многолюдство, могущество, богатство, военные доблести, но, оставив все это, я прославляю его за то, что Павел при жизни своей писал к римлянам, весьма любил их, беседовал с ними лично и жизнь свою закончил в Риме. И город этим знаменит более, чем всем прочим. Подобно великому и могучему телу, Рим имеет два светлых ока — тела этих святых апостолов… Помыслите и содрогнитесь, какое зрелище представит Рим, когда Павел и Петр восстанут там из своих гробов и будут восхищены во сретенье Христа!»
Апостол Петр, распятый в 64 году на арене цирка Нерона, был погребен на кладбище, располагавшемся к северу от цирка. В середине II века над его гробницей появилась небольшая часовня, ставшая ядром базилики, поставленной уже в IV веке. Cвятой император Константин вскоре после Миланского эдикта 313 года, давшего христианам свободу веры, начал строительство большого храма, освященного в 329 году. В центре апсиды новой пятинефной постройки с поперечным трансептом и располагалась гробница апостола Петра.
Веками храм украшали лучшие художники. Каждый — на свой лад. Ответственным за уничтожение древнехристианской базилики считают Донато Браманте (XVI), прозванного архитектором-разрушителем. В 1547 году папа Павел III поручил составить новый проект знаменитому Микеланджело. Титан Возрождения наметил установку огромного купола над центральной зоной храма, где должен был стоять папский алтарь. Сам алтарь поставили под знаменитым балдахином Бернини, исполненным по заказу Папы Урбана VIII из бронзы, снятой с портала Пантеона. Именно под этим балдахином находится главное «сокровище» храма, ради которого, собственно, он и строился. Это — мощи апостола Петра, о которых в наш век многие, посещающие этот храм, подзабыли. Но «сознательные» паломники сначала спускаются к ним, в скромное подземелье базилики.
Обычно тут останавливаться нельзя, но служители снисходительно относятся к коленопреклоненным россиянам, тихонько поющим «Величаем тя…». Мимо течет река западных пилигримов: у гробницы Первоверховного они не останавливаются, торопясь наверх, к великолепию собора. «Сан Пьетро», самый большой в мире христианский храм, действительно, не может не ошеломить. Все тут грандиозно, да так, что посетитель может и забыть, что это церковь…
Наши предшественники в XIX веке были особенно к этому чувствительны. По мнению А. Н. Муравьева, русский богомолец в Риме ради основных целей своего паломничества должен «на время заглушить самое чувство Православия» (1846). Чуть позднее Муравьева в Рим прибыл другой богомолец, граф В. Ф. Адлерберг, ему вторивший: «Пасхальная служба [в соборе св. Петра] была не столь благоговейной, а пышною. Пение и молитвы пролетали мимо моих ушей без отголоска в сердце». В целом критика избыточной роскоши Ватикана стала на долгие годы одним из клише в отечественной паломнической литературе.
Как логичное продолжение следует визит в базилику апостола Павла «за городскими стенами», где поспокойнее: можно не торопясь помолиться у недавно реставрированной раки с мощами, а затем осмотреть собор с его яркими малахитовыми алтарями — вклад императора Николая I за упокой души убиенного августейшего родителя, Павла.
Недалеко от базилики святого Павла — монастырь у Трех источников, где палачи предали усекновению св. Павла и где его честная глава, трижды упав о землю, извела три источника. Сами главы святых Петра и Павла как ценнейшия реликвии сначала хранились в домовой церкви римских пап на Латеранском холме — оттого и церковь прозвали «Святая Святых». Однако затем для удобства пилигримов их перенесли в Латеранскую базилику св. Иоанна Крестителя, в особый ковчег, где им поклоняются и поныне (православных богомольцев, правда, несколько удручает, что ковчег этот водружен на 10-метровой высоте…).
Не минует паломническая тропа и страшной государевой тюрьмы — Мамертинской темницы: тут апостолы томились в ожидании казни. В конце концов, Петра увели на распятие на Ватиканский холм; Павла же, как римского гражданина, казнить позорной смертью, распятием, да и в черте города, не дозволялись, и его усекли мечом на Остийской дороге. Вели их сначала вместе, а там, где апостолов разлучили перед казнью, позднее тоже поставили храм. Последнее их прощание выражено в надписи над главным входом в церковь: «На сем месте расстались друг с другом апостол Петр и апостол Павел, когда шли на мученическую смерть. И сказал Павел Петру: “Да будет мир с тобою, основание Церкви и пастырь всех овец Христовых”. Петр же ответил Павлу: “Иди в мир, проповедник добра и вождь праведных на пути к спасению”».
(6016)