Продолжение. Предыдущий день 1 — Белград
Сербский народ, наверное, один из самых близких нам на земле народов. Мы должны помнить о нем, знать и, если умеем, молиться. А убедиться как сербы любят нас и почитают Россию за старшую сестру можно совершив паломничество в Сербию, как ее еще называют, Страну Души.
Утром второго дня нашего пребывания в благословенной стране Сербии мы выехали из столицы в южное направление страны.
Первый монастырь, который мы посетили — Витовница. Это была наша идея — помолиться у могилы известного в России старца (нашего современника) архимандрита Фаддея (по-сербски Тадей) Витовницкого (19 октября 1914 – 14 апреля 2003). Очень почитаемый сербский старец.
В пятнадцать лет тяжело заболел. Ему было сказано, что если он пройдет определенное лечение, то выживет, если нет — умрет в течение пяти лет. Будущий старец отказался от лечения и решил посвятить последние пять лет своей жизни монашеству. Он поступил в монастырь Мильково, где подвязались изгнанные из страны валаамские монахи (один из которых, наставник Фаддея, был духовным сыном Амвросия Оптинского).
Старец впоследствии описывал время, проведенное в Мильково: «Когда я послушником пришел в монастырь Мильково, мне дали четки и научили меня, как надо молиться. И как мне показали, так я и делал. Я полностью отдался Иисусовой молитве. Я думал, что у меня осталось лишь пять лет жизни и что не стоит тратить их попусту. Так я решил искать свой путь к Богу. В скором времени, именно вследствие этой полной преданности Богу и искренней тоски по Богу, меня озарила Божественная благодать, которая в моей душе оставила неописуемую радость и спокойствие. Слушаю сердце и слышу внутри: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного”. Стараюсь вспомнить какие-то вещи и события из прошлого, но не получается; все мои мысли погружены в какое-то неописуемое спокойствие, а во всем моем существе царит какая-то несказанная радость и печаль по Богу».
После Фаддей исполнял послушание во многих монастырях. Во время войны арестовывался нацистами. После этого старец, поселился в монастыре Витовница, где провел всю свою оставшуюся жизнь и начал старческое служение. Поучения старца Фаддея Витовницкого крайне просты: большей частью почти «примитивные» афоризмы, однако несущие евангельскую мудрость, полные смирения и любви. В старце Фаддее сошлись валаамская и оптинская традиция с русской «стороны», опыт горняцко-туманских исихастов — учеников синайских исихастов — с сербской.
Поучения старца можно прочитать здесь и здесь.
Монастырь основал сербский король Стефан Милутин Неманич в 1291 году.
Турецкая перепись от 1537 года гласит, что в монастыре жили твое монахов и притом монастырь платил большой налог, по чему можно предположить, что его материальное положение было неплохим. Монастырь сильно пострадал от турок в XVII веке, в результате Австро-Венгерской войны в XVIII, во время Первого сербского восстания монастырь был полностью разрушен и сожжен турками. Предположительно к 1856 году был заново отстроен весь монастырский комплекс.
Процветание монастыря длились недолго. Во время Первой мировой войны – в 1915-1918 гг. болгары отвели в лагерь витовницкого игумена Исаию Богдановича и там его убили, вывезли ценные богослужебные предметы и угнали скот. Разорили раку с мощами неизвестного святого Синаита. Монастырь так и не оправился от этого удара, нанесенного в Первую мировую войну, а на подходе уже были новые бедствия – Вторая мировая война и коммунистический режим. Фашистские власти сожгли все монастырские строения. Когда в 1945 году к власти пришли местные сельские коммунисты, они убили оставшуюся братию и отобрали у монастыря все имущество. Во Вторую мировую войну монастырь Витовница лишился и братии, и всех построек.
В 1946 году в опустошенный и сожженный монастырь отправляют иеромонаха Хризостома. Именно ему принадлежит заслуга в том, что монашество в Витовнице в эти бедственные времена вообще сохранилось. А в 1962 году игуменом монастыря стал архимандрит Фаддей.
Следующее место паломничества — монастырь Манасия, основанный епископом Стефаном Лазаревичем между 1407 и 1418 годах (его мощи хранятся в Храме монастыря). Монастырь окружает крепостная стена с одиннадцатью башнями, которые похожи друг на друга: расположенные на уровне земли, они имеют шесть этажей и зубцы на вершине. На четвертом этаже башен расположен сквозной проход. В первой половине XV-XVI веков монастырь был крупным центром сербской культуры. Здесь переводились и переписывались книги. Библиотека монашеской обители в свои лучшие свои времена насчитывала более 20 тысяч книг. В период турецкого господства монастырь несколько раз подвергался разграблению. В начале XIX века во время сербского восстания монастырь был практически разрушен и несколько лет находился в руинах, однако в середине XIX века был возобновлён. В Церкви Святой Троицы сохранились фрески XV века. (Жаль, что фотографировать нельзя).
Монастырь Раваница. Возведён в 1375—1377 годах на средства князя Лазаря Хребеляновича. В 1389 году погибший в битве на Косовом поле Лазарь был похоронен в монастыре, позднее там же были погребены его сыновья Стефан и Вук. Монастырь неоднократно подвергался турецким нападениям, в 1690 году был оставлен братией, которые обосновались в заброшенном монастыре Врдник на Фрушке-горе куда перенесли мощи праведного сербского князя.
Восстановлен монастырь был лишь в 1717 году. Затем снова подвергался разрушениям в ходе Первого сербского восстания в 1943 году.
Сейчас это одно из многих мест паломничества Сербии. Церковь обильно украшена резьбой и фигурной керамической плиткой. Внутри сохранились многочисленные фрески.
После гибели князя Лазаря, построившего монастырь Раваница, его жена — княгиня Милица удалилась в основанный ей монастырь Любостиня, где прожила остаток жизни как монахиня Евгения. Здесь же в храме Успения Пресвятой Богородицы и находится её гробница.
Собор монастыря построен в моравском стиле. Порталы, наличники, окна декорированы резьбой. Считается, что моравский стиль архитектуры церквей пришёл в упадок, или скорее просто исчез, после окончательного завоевания в 1459 г. турками Сербии.
На ночлег мы отправились в курортный городок Врнячка Баня, известный в Европе своими термальными источниками и отличными условиями для лечения.
Следующий день 3 — Жича, монастыри Овчаро-Кабларского ущелья
(1518)