Святая Земля! В русских библейских словарях и энциклопедиях отсутствует ее богословское определение. Единственная встречающаяся характеристика – географическая. Так называется Палестина, земля, освященная жизнью Господа Иисуса Христа, или еще конкретнее: это «географически и исторически определенная территория, связанная с земной жизнью Христа Спасителя и евангельскими событиями».
Действительно, Святая Земля – это место рождения, проповеди и крестной смерти Спасителя мира, место, где произошло единственное в своем роде откровение и совершилось единственное же в своем роде таинство – упразднение смерти – воскресение Господа нашего Иисуса Христа и дарование жизни вечной через покаяние и оставление грехов всем уверовавшим в него людям через покаяние и оставление грехов. Но там же находятся святыни, с которыми связаны ветхозаветные обетования Бога человечеству и их исполнение. Туда стремятся не только христиане или иудеи, но и мусульмане. Что ищут и что хотят обрести там все эти, столь разно верующие люди?
Учеными-богословами признается тот факт, что хотя бы в историческом смысле, но для Бога Вышнего небезразлично само место, где Он открывается человеку. Иными словами, на земле есть места, избранные Богом и указанные Им человеку. Можно сказать, что вся человеческая история была запущена в Палестине. И с того момента на этой земле произошли все ключевые события в промысле о человеке его Создателя. «Если не все библейские сказания относятся прямо к Святой Земле, то все они завершаются ею, венчаются ее Иерусалимом».
Поэтому земля Палестины – священна. Естественное чувство благоговения во все времена побуждало людей к поклонению ее святыням, ее Святым местам. Такое поклонение было и остается не просто потребностью, но и обязанностью верующего человека по отношению к святыне. Святым местам подобает поклонение. И первым таким «безотходным» поклонником, примером для всех последующих паломников Святой Земли, стал Адам, имя которого обозначает и собирательно все человечество и любого человека в отдельности. Глава Адама оказалась промыслительно скрытой под всемирным жертвенником – у подножия Святой Голгофы, на арамейском языке обозначающей «место черепа». Поэтому Голгофа есть символ и оправдание паломничества, символ духовного устремления на пути ко спасению.
(86)