Духовная жизнь сибиряков требовала руководства, а до коренных русских земель далеко — месяцы пути! Нужно заниматься чрезвычайно сложными делами христианизации местного населения, просвещать его учением Церкви, но как это можно сделать, если ближайшие архиереи сидят в Вологде и Казани? А освоение Сибири идет полным ходом.
Требовалось срочно исправлять положение.
В 1620 году царь Михаил Федорович и патриарх Филарет указали учредить первый архиерейский дом в Сибири. Кафедру архиепископа Сибирского велено было устроить в Тобольске. Чтобы занять ее, в дальнее путешествие отправился владыка Киприан — бывший настоятель Хутынского монастыря в Новгороде Великом. С ним поехали один протопоп, один протодьякон, ключарь, трое священников с дьяконом, два пономаря, большая группа певчих, два «иконника», пятеро дворян, несколько «приказных людей» (дьяк с подьячими), множество обслуги (конюхи, кузнец, истопники…).
Тобольскому воеводе Матвею Годунову пришло повеление: строить новую соборную церковь и палаты архиерейские. Все расходы оплачивала казна. Приказ исполнили, как говаривали в ту пору, «с поспешением». Уже осенью 1620 года архиепископ Киприан освятил новый Софийский собор.
Роль Сибирского архиерейского дома невозможно переоценить. Благодаря ему Тобольск духовно окормлял невообразимый простор: от Урала до Тихого океана. Была ли когда-нибудь в истории мировой христианской церкви столь же обширная епископия?!
В 1667 году на московском церковном соборе власти духовные подчеркнули значение Тобольского владыки: с этого момента он носит сан митрополита.
Современные историки отмечают: «Уже при первых архиепископах дом святой Софии стал не только крупнейшим землевладельцем, но и центром культурной и литературной деятельности. Именно здесь был создан важнейший памятник сибирской исторической мысли XVII века — Есиповская летопись… Здесь была основана первая мастерская сибирской иконописи».
Времена воли государевой
XVII век и начало XVIII столетия — время расцвета Тобольска. В 1680-х годах вместо деревянного Софийского собора возводится каменный, позднее вокруг него строятся каменные стены и башни. Так в начале XVIII столетия город обзавелся собственным каменным кремлем — единственным на всю Сибирь! Здесь же были выстроены из камня приказная палата и гостиный двор.
При Петре I он становится столицей самой большой губернии во всей Российской империи. Земли, ему подчиненные, простирались до Камчатки, а когда русские мореплаватели достигли Аляски, то и тамошние поселения отданы были Тобольску под опеку.
С течением времени другие города обходят Тобольск, становясь новыми центрами Сибири, — Иркутск, Омск, Томск… Иначе невозможно: Сибирь заселяется, осваивается, можно ли ею управлять из одного центра?! Да и переместились торговые пути, ушли в сторону от Тобольска. Много потерял Тобольск и от того, что железную дорогу провели мимо него. Но по сей день это величественный город. Каменный кремль напоминает о тех временах, когда именно через Тобольск воля государева из сердца России транслировалась на все безбрежное сибирское пространство.
(307)