Монастыри Метеоры являются одними из самых ярких достопримечательностей Греции. Они интересны и паломникам и просто туристам. Свое название это место получила от греч. «Метеора» (Μετέωρα), что буквально означает «висящий в воздухе», потому что монастыри находятся на вершинах скал. Песчаный пик впервые был освоен византийскими отшельниками в 11 веке, которые взбирались на вершину скалы чтобы побыть наедине с Богом. Настоящие монастыри были построены в 14 — 15 веках, во времена нестабильности и возрождения отшельнических идеалов.
Для нас, иноков, Метеоры, эти камни — родной дом, они наш Акрополь. Наша Святая София, сущность эллинизма…
Монашеская жизнь нам в радость, и мы не променяли бы это счастье ни на какие блага и сокровища мира.
И если бы Бог дал нам не одну, а тысячу жизней, мы еще в ранней юности отдали бы эту тысячу жизней, лишь бы жить здесь, на этих скалах.Афанасий, настоятель монастыря Великая Метеора, 1989 г.
Считается, что первые отшельники поднялись на эти неприступные скалы еще до Х века. Они жили в естественных пещерах и лишь для участия в Литургии спускались в город Стаги, стоящий у подножья Метеор (сейчас город называется Каламбака – это турецкое название древнего поселения). В 1334 году началась новая эпоха – приехавший из Афона монах Афанасий собрал из местной братии 14 человек и начал грандиозное и сложное дело – строительство первых сооружений монастыря Великий Метеор. Так возникла вторая, после Афона, монашеская республика, расцвет которой пришелся на XVI век. Величие и красота здешних мест, а также недоступность скал для разбойников позволили со временем создать множество монастырей, которые строились и укреплялись с помощью щедрых даров благотворителей. Когда-то здесь было 24 действующих монастыря, но сейчас осталось только шесть, остальные превратились в руины либо вообще исчезли.
После падения Византии, в конце XV века, Метеоры стали центром сохранения и развития византийской живописи. В годы турецкого владычества местные монастыри укрывали борцов за независимость, в них располагались «Тайные школы», в которых изучался запрещенный тогда греческий язык, и церковные школы для обучения священников.
Еще каких-то сто лет назад монахи и посетители могли попасть в монастыри только по подвесным лестницам или в подвесных сетках, своеобразных лифтах, которые поднимали вручную. Таким же образом в обители попадало все необходимое для жизни – продукты, вещи, стройматериалы. А в 20-х годах ХХ века правительство Греции субсидировало строительство дорог, рабочие прорубили каменные ступени для подъема на скалы. Уединение монахов было нарушено. Именно с этим связывают упадок монастырской жизни – избегая суеты, многие покинули Метеоры, уйдя на Афон.
Сейчас Метеоры – одно из самых популярных туристических мест. Вход в монастыри для всех без исключения посетителей платный – 2 евро.
Молитва за мир не прекращается в этих местах и в наши дни, все сохранившиеся обители – действующие. Монашеская жизнь, как и раньше, скрыта от посторонних глаз – во время службы монастыри закрываются, попасть на них невозможно. Не вся территория монастырей открыта для посетителей – здесь часто можно увидеть заборчики с табличками «посторонним вход воспрещен».
Монастыри открывают для посещений по особому расписанию. Мы смогли побывать только в двух.
Монастырь святой Варвары — Руссану построен таким образом, чтобы он смотрелся как естественное продолжение вершины скалы. Согласно неподтвержденному преданию, в XIII веке здесь располагался другой, более древний монастырь. Современные же постройки, относящиеся к XVI веку, были воздвигнуты на развалинах старой церкви двумя братьями из Янины, выходцами из богатой семьи, иеромонахами Иоасафом и Максимом.
В монастыре хранится частица мощей вмч.Варвары, вмч. Пантелиимона, св.Прокопия и св.Модеста.
Жители Трикала, Кастраки и Каламбаки до сих пор почитают Руссану как место, дававшее людям убежище во времена турецких гонений 1757 года и греко-турецкой войны 1897 года, когда многие семьи скрывались от преследований в стенах этого монастыря.
Сейчас в обители проживает 16 монахинь. В одной из предыдущих поездок одна монахиня рассказала нам про распорядок дня в обители.
Наше утреннее богослужение совершается с 5 до 7 часов. Это утреня, полунощница. Если есть Литургия, до заканчивается чуть позднее. В пост литургии у нас каждый день. Священников присылают из митрополии.
Но до 5 утра у нас свое правило. После службы у нас трапеза.
С 9 послушания: принимаем паломников и туристов, трудимся в иконописной мастерской, на пасеке, на кухне.
В 14:00 – трапеза.
С 14:00 до 18:00 у каждого свое личное время, кто читает Священное Писание, Отцов Церкви, выполняют какие то бытовые дела. В зависимости от времени года: зима или лето вносятся некоторые изменения в расписание.
В 18:00 – вечерня. После нее иногда бывает трапеза.
Затем свободное время до 22:00.Летом часто в свободное время мы выполняем сельскохозяйственные работы или заготовки. У нас есть теплицы, фруктовые сады, оливковые, небольшой завод по изготовлению ладана и восковых свечей. Тяжелую работу выполняют мастера, трудники, рабочие.
Монастырь Варлаам.
По преданию, первым насельником этой огромной скалы был монах Варлаам, современник преподобного Афанасия. По имени этого монаха монастырь потом и получил свое название. Храм, посвященный Всем Святым, воздвигли основатели монастыря, которыми, как и в Руссану, были два брата-иеромонаха, преподобные Феофан и Нектарий Аспарас. Они происходили из состоятельной и благородной византийской семьи. Их отец, мать и все три сестры также приняли монашество.
В 1495 году юные братья Аспарас были пострижены своим духовным отцом по имени Савва, с которым они жили вместе на острове Ниси на озере Янина, в области, называемой Гунас, издревле служившей пристанищем для отшельников. В 1505 году, после кончины отца Саввы, они отправились на Святую Гору Афон в монастырь Дионисиат, а на следующий год вернулись в Гунас. Там построили небольшой монастырь в честь святого Иоанна Предтечи, на том месте, где стояла келья их духовного отца. Однако в 1510 году, вследствие политических и церковных интриг со стороны властей, они вынуждены были покинуть свой монастырь и искать прибежища в Метеоре. Наконец, в 1517 году они окончательно обосновались на вершине Варлаам.
В одной из предыдущих поездок о современной жизни монастыря нам рассказал насельник обители монах Феофан, который уже более 40 лет живет на этом месте.
Метеоры – это скалы, облитые слезами покаяния. Действительно какая должна быть вера, труд, терпение и смирение, чтобы построить этот монастырь. 70 лет только собирали материал, в сетках поднимали его на вершину. Храм Всех святых был построен быстро — за 22 дня. И игумен Феофан, строитель монастыря, отслужив первую литургию в этом храме, скончался.
На церковном языке наша жизнь выражается так Свет монахам – это ангелы, а свет мирских людей – это монахи. Наша жизнь должна быть направлена к свету, к совершенству.
Наш распорядок дня таков:
В 4 часа подъем. До 4:45 – молитва Иисусова. 12 раз нужно прочитать четки, в которой 400 узелков. Мы молимся не только о себе, мы читаем Иисусову молитву о всем мире. Если кто-то попросил помолиться, мы в это время молимся о них.
В 5 часов мы должны быть в церкви. Соврешается полунощница, утреня, литургия.
В 8:30 заканчиваем и в 9 открываем монастырь для паломников.
Несколько раз в неделю читаем часы и акафист Пресвятой Богородице, основателям монастыря и всем святым.
В 13:00 у нас трапеза, затем разные послушания.
В 16:30 – вечерня, повечерие, трапеза для тех кто желает.
До 22:30 – личное время, обычно это молитва. Кто то может дольше молиться, но в 4 утра подъем. Каждый отдыхает столько, сколько нужно по состоянию.У нас трапеза в понедельник, среду и пятницу без оливкового масла. В рождественский пост, который сейчас наступит, мы будем также поститься, только в субботу и воскресенье будем есть рыбу. Великим постом с понедельника до субботы мы едим без масла. Масло можно только в субботу и воскресенье, а рыбу только на Благовещение и в Вербное воскресенье. Такой наш распорядок.
Многие мирские люди, ведущие духовную жизнь также следуют такому же распорядку.
Паломники попросили сказать что-нибудь в назидание.
Я скажу словами святого Феофана: не ищите тщетной славы, тщетных вещей. Центром вашей жизни должен быть Христос, его ищите, им наполняйтесь, им насыщайтесь. Мы православные, и Он нас объединит всех независимо от национальностей и социальных условий. Мы должны жить Им и Он должен жить в нас.
В тот день у нас состоялся долгий переезд через Патры на остров Кефалонья. О нем мы расскажем завтра.
(47)