ВЛАДИМИР — СУЗДАЛЬ

 

В программе:

Отправление из Чебоксар от сквера им. В.И.Чапаева в 22:00.
Возвращение в воскресенье утром
Пожертвование на поездку —   3000  руб.

Для записи в поездку необходимо приобрести билет в церковной лавке в Торговом Центре МТВ г.Чебоксары (на 1 этаже около магазина «Перекресток»).

Справки по телефону 8 905 344 25 25 – Надежда

Что такое паломничество
Зачем в паломничество
Памятка паломника
Пост+молитва+исповедь

 

Краткая информация

Суздаль

Районный центр Владимирской области, в 30 км к северу от Владимира. Расстояние от Москвы до Суздаля 190 км, город расположен на северо-востоке от Столицы. На р. Каменке. Население – 12 тыс. человек.

Несмотря на развитие туризма, в Суздале сохранились русский дух и характер. В монастырях продолжают молиться, а на улицах можно встретить удивительных людей, словно из русской сказки.

История города
Дважды – в 1608 и 1611 гг. – город захватывали поляки во главе с Лисовским. В 1612 г. руководители Второго ополчения – Минин и Пожарский – намеревались созвать в Суздале земский собор и избрать нового государя. Предводитель казаков Заруцкий помешал плану ополченцев, заняв город раньше.

После Смутного времени в городе уцелело лишь 78 дворов. В 1634 г. новая напасть – набег крымцев. Затем – опустошительный пожар и эпидемия.

Перепланировка города

В 1789 г. был утверждён новый план города – радиальный, как почти все планы, разработанные при Екатерине II. Геометрическим центром города стала Торговая площадь (современное название), на которой в 1806-1811 гг. был построен гостиный двор, иначе говоря, торговые ряды. Сориентироваться в городе очень легко и без карты: к гостиному двору ведут все дороги.

Несмотря на то, что в центре было разрешено селиться лишь тем, кто способен построить двухэтажный каменный дом (видимо, таких нашлось мало), вблизи центра, на улицах Ленина и Васильевской, сейчас немало старых деревянных домов, украшенных резьбой.

Монастыри

Спасо-Евфимиев монастырь

Преподобный Евфимий Суздальский родился в Нижнем Новгороде и там же был пострижен в знаменитом Печерском монастыре основателем монастыря, святым Дионисием, будущим епископом Суздальским. Аскетические подвиги Евфимия были таковы, что настоятель советовал ему их ослабить. В 1352 г. по просьбе последнего суздальско-нижегородского князя Бориса Константиновича Евфимий был переведён в Суздаль для устройства нового монастыря.

Сам князь начал копать землю под фундамент Преображенского собора. Евфимий дал обет остаться в этой обители до конца. В 1404 г., когда он преставился, в монастыре было уже около 300 братьев.

В 1507 г. тело Евфимия было обретено нетленным. Празднование святого установлено 1 (14) апреля и 4 (17) июля. Сейчас его мощи находятся в Цареконстантиновском храме Суздаля.

Благодаря пожертвованиям великих князей Василия III, Иоанна IV, князей Пожарских, уже в XV в. монастырь Суздаля стал одним из богатейших, был полностью отстроен в камне.

С 1899 по 1904 г. настоятелем монастыря был Серафим Чичагов, бывший офицер, участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг., писатель, будущий архиепископ и священномученик.

Не дошли до нас деревянные стены монастыря Суздаля, под которыми в 1445 г. войско московского князя Василия Тёмного дало бой превосходящим силам казанского хана Улу-Мухаммеда. Татары одолели, князь Василий, у которого была прострелена рука и отсечено несколько пальцев, попал в плен. Не сохранились и стены, за которыми укрывался отряд поляка Лисовского, совершавший набеги на окрестные селения. Но сохранилась мощная каменная стена с 12 башнями длиной 1160 м и высотой до 8,5 м, построенная в 1640-х гг.

Храмы суздальского монастыря не действуют. В пустом Спасо-Преображенском соборе, возведённом над могилой прп. Евфимия в конце XVI в., сохранились росписи, выполненные известной костромской артелью иконописцев Гурия Никитина и Силы Савина; хор поёт для туристов духовные песнопения.

В Никольской церкви с больничными палатами (1669) находится «Золотая кладовая» – экспозиция, в основе которой драгоценная церковная утварь. У каждой вещи – интересная история, но известно далеко не обо всех. Из известных примечателен покров с гроба прп. Евфросинии Суздальской, вышитый прп. Софией Суздальской (в миру – княгиней Соломонией Сабуровой, женой Василия III).

В надвратной Благовещенской церкви (XVI-XVII вв.) размещена экспозиция, посвящённая князю Димитрию Пожарскому. В ней немало ценных даров князей Пожарских в суздальские храмы и монастыри. Сам князь похоронен у восточной стены Спасо-Преображенского собора. До революции над могилой возвышалась прекрасная мраморная часовня, построенная на средства, собранные народом. Коммунисты заменили её уродливым монументом.

На втором этаже шатровой Успенской церкви (XVI в.) расположен «Музей наивного искусства России» – собрание произведений художников-самоучек, нарочитых простаков XX в.

Колокола на монастырскую звонницу в 1970-х гг. пришлось собирать со всего Суздаля; удалось набрать 19. Искусные звонари ежедневно устраивают колокольные концерты.

В доме архимандрита (XVII в.) экспозиция «Книжные сокровища шести столетий», состоящая из старинных икон и книг. В числе книг – первая русская печатная книга Апостол, выпущенная Иваном Федоровым в 1564 г., его издания Библия (1581), учебное Евангелие (1569). Интересен первый иллюстрированный букварь (1694).

В Братском корпусе (XVII-XIX вв.) выставлены слабо систематизированные материалы о жизни суздальских монастырей. Интереснейшей частью музея является тюрьма (XVII-XIX вв.). В 1766 г. Екатерина II сделала обитель местом заточения религиозных и политических преступников. В 1923 г. монастырь стал узницей для политзаключённых, а во время Великой Отечественной войны здесь держали гитлеровских офицеров, пленённых во время Сталинградской битвы, во главе с самим фельдмаршалом Паулюсом. После войны, до 1967 г., в монастыре размещалась колония для девочек, после выселения которой монастырь начали восстанавливать, чтобы превратить в музей. Экспозицию «Узники монастырской тюрьмы» можно рассматривать долго. Впечатляют материалы об узниках дореволюционных, но особенного внимания заслуживает обширная экспозиция о заключённых эпохи Сталина; их фотографии и письма рассказывают о трагедиях и подвигах людей, не сломленных несправедливостью.

Напротив входа в монастырь Суздаля трудно не заметить посадский дом или дом Москвиной – кирпичный жилой дом конца XVII – начала XVIII в. Хозяин этого дома кормился калашным и харчевным промыслом. Сейчас это также музей.

Обойдя стены монастыря по часовой стрелке, стоит выйти на берег Каменки, чтобы увидеть с кручи весь, как на ладони, Покровский монастырь и перейти к нему через мостик.

 

Ризоположенский женский монастырь

В 1227 г. потомок варяжских князей Мина, живший в Суздале, должен был венчаться с Феодулией, дочерью князя Михаила Черниговского. Пока невеста добиралась до Суздаля, жених вдруг заболел и умер. (Существует также версия, что женихом был старший брат Александра Невского Феодор Ярославич. Но граф М. В. Толстой указывает на прп. Харитину, литовскую княжну, как на предполагаемую невесту св. Феодора Новгородского.) Невеста, и раньше искавшая монашеской чистоты, не возвратилась к родителям, но постриглась в основанном в 1207 г. Ризоположенском монастыре Суздаля с именем Евфросинии.

Бывшая княжна вскоре превзошла опытных инокинь воздержанием, её пример привлёк в обитель многих девиц и вдов. По совету Евфросинии игумения разделила монастырь на два монастыря – один для вдов (позднее названный Троицким), другой для девиц, чтобы невинность последних не была смущена семейным опытом первых. Оба монастыря преуспевали, ширились; были объединены в один в XIX в.

В 1238 г., когда монголы разорили Суздаль с его укреплениями, Ризоположенский суздальский монастырь, находившийся вне крепостных стен, уцелел. Летописец говорит, что монголы пощадили монастырь по молитвам прп. Евфросинии. После разорения Суздаля новые сироты и вдовы пополнили население монастыря.

6 лет спустя отец Евфросинии Михаил Всеволодович был замучен в Орде. Перед поездкой в Орду дочь в письме укрепляла его решимость не изменять христианской вере. После смерти благоверный князь Михаил явился ей в мученическом венце.

Евфросиния прожила в монастыре Суздаля около 30 лет.

Со временем подвиги Евфросинии забылись, и монастырь стал незаметным среди суздальских обителей, число которых доходило до 17. Новому прославлению монастыря послужило обретение жития Евфросинии во второй половине XVI в. и последующая канонизация. Увеличилось число сестёр, приток паломников, монастырь заново отстраивался в камне.

При прославлении преподобной Евфросинии только за 15 дней произошло 56 исцелений. Память святой празднуется 25 сентября (8 октября). Сейчас мощи Евфросинии Суздальской находятся в Цареконстантиновской церкви Суздаля.

Присутствия монахинь в монастыре Суздаля можно и не заметить. Но монастырь возобновлён в 1999 г., в нём немногим больше 10 сестёр, которые ютятся в трапезной. Это одна из многих обителей России, материальное состояние которых так тяжело, что выжить помогает только вера.

Как почти во всех монастырях города-музея, в Ризоположенском почти всё принадлежит местной власти. В келейном корпусе разместилась гостиница «Ризоположенская». (Суздальцы рассказывают, что в ней водятся привидения; не удивительно, если кому-то из неблагочестивых гостей святого места кто-то явился ночью.) В одном из монастырских зданий находится спортзал, где тренируется команда по восточным единоборствам.

Но в самое ближайшее время должен начаться возврат монастырю Суздаля его помещений. Уже возвращена монастырю 72-метровая Преподобенская колокольня в стиле классицизма, построенная в 1813-1819 гг. как памятник победы над Наполеоном.

Возвращены Сретенская церковь, от которой остались только стены, и украшенные изразцами шатровые Святые ворота (1688). К сожалению, по закоючению специалистов, Сретенская церковь не подлежит восстановлению.

Действует Ризоположенский собор, построенный в середине XVI в. При советской власти в нём работала электростанция.

 

Свято-Покровский женский монастырь

Согласно преданию, когда суздальскому князю Андрею Константиновичу грозила опасность во время плавания по реке, он взмолился о помощи к Пресвятой Богородице и обещал в случае спасения построить женский монастырь. Князь спасся и в 1364 г. основал монастырь в честь Покрова Богородицы.

Прп. Евфимий Суздальский, заботившийся о новой обители, предсказывал ей грядущую славу. При великом князе Василии III Иоанновиче, в 1510-1518 гг., монастырь Суздаля облёкся в камень, но причиной известности монастыря стала не архитектура, а монахиня София, бывшая жена князя.

Великий князь Василий задумал развестись со своей женой Соломонией Сабуровой, когда-то выбранной из 1500 невест, под предлогом её неплодности. По вопросу о своём разводе князь собрал совет из духовных и бояр. Митрополит Даниил изъявил готовность взять грех князя на свою душу, а прп. Максим Грек, князь-инок Вассиан (Косой) Патрикеев и князь Семён Курбский, покоритель Перми и Югры, были против. Желание государя было уважено, а монахов Максима Грека и Вассиана Косого впоследствии заточили.

Княгиня Соломония была пострижена в московском Рождественском монастыре. Одни современники свидетельствуют, что пострижение было добровольным, другие описывают обстоятельства насильственного пострижения. Так или иначе, 17 лет, проведённых в Покровском монастыре, сделали Софию настоящей монахиней. После её смерти в 1542 г. у гробницы святой начались многочисленные исцеления и другие чудеса. Празднование прп. Софии Суздальской совершается 1 (14) августа и 16 (29) декабря.

София была не единственной насельницей монастыря, пришедшей в аскетичные белые стены с вершины власти. В усыпальнице Покровского собора покоится прах более 20 монахинь, в миру носивших княжеские титулы. В их числе дочь и племянница Иоанна III, жена князя Владимира Старицкого Евпраксия, жена Иоанна Грозного Анна Васильчикова, жены сына Грозного, Ивана, – Евдокия и Прасковья. 19 лет провела здесь первая жена Петра I Евдокия Лопухина. Один Бог ведает, для кого из них монастырь так и остался заточением, а для кого стал спасением.

Монастырь Суздаля закрыли в 1923 г. Последняя настоятельница Мария (Либеровская), которой выпало руководить монастырём в самые трудные годы (1915-1923), стала служить в одном из приходских храмов простой псаломщицей. В 1930 г. она была сослана на Север за «насаждение общественно-вредных идей среди масс верующих». В 1937 г. матушку Марию расстреляли в Иванове в возрасте 72 лет.

Обитель возобновлена в 1992 г. Сейчас в ней около 40 сестёр.

Действующими храмами монастыря Суздаля являются белокаменный Покровский собор (1518) и Благовещенская церковь (1630-е гг.) над Святыми вратами (1518). До наших дней дошли также трапезная палата с церковью Зачатия св. Анны (1551), шатровая колокольня, перестроенная из церкви Происхождения честных древ креста.

В 1995 г. обретены мощи преподобной Софии Суздальской, которые покоятся теперь в Покровском соборе.

В 2008 году произошло долгожданное событие – с территории монастыря вывели туристическую гостиницу «Покровская», которая работала здесь с 1970-х гг. Теперь эти деревянные избушки – номера бывшей гостиницы — используются для приема паломников – гостей монастыря.

Слева от входа находится Приказная изба (конец XVII – начало XVIII в.), в которой размещён музей истории монастыря, принадлежащий музею-заповеднику и потому отражающий только внешнюю, хозяйственную жизнь обители. Адрес: Адрес монастыря: 601260, Владимирская обл., г. Суздаль, ул. Покровская, 76. Тел.: (49231) 2-06-09. Тел. музея: (49231) 2-01-31. Открыт с 9.30 до 16.30, кроме Вт., Ср. и посл. Пт. месяца. Время работы: Богослужения. Утреннее в будни – в 8 ч, в праздники и воскресные дни – в 9 ч. Вечернее – в 16 ч.

 

Свято-Васильевский мужской монастырь

Монастырь Суздаля был основан в XIII в. Монастырь небольшой, сохранившиеся постройки – XVII в.: собор Василия Великого (действует), колокольня с храмом Входа Господня во Иерусалим (действует) и трапезная Сретенская церковь. В Васильевском соборе находятся мощи местночтимой прп. Евдокии.

Монастырь Суздаля был возобновлён в 1996 г. Братия – около 10 человек, работы по хозяйству и восстановлению обители очень много.

 

Александровский монастырь

Монастырь был основан в 1240 г. в честь ангела благоверного князя Александра Невского.

Монастырь пользовался особенной поддержкой суздальских князей и был украшен ими так, что получил название «великой лавры». Сейчас от него остались Вознесенская церковь (1695), построенная на средства Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I, восьмигранная колокольня (1695) и Святые врата с оградой.

 

 

(1995)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *