Православная Церковь Финляндии (Финляндская архиепископия Константинопольского патриархата) — автономная православная Церковь, с 1918 по 1923 годы находившаяся в юрисдикции Московского патриархата; с 1923 года состоящая в юрисдикции Константинопольского патриархата.
Первыми православными на территории Финляндии были крещеные карелы (потомки карелов и в настоящее время составляют большую часть Финской церкви). Большой толчок развитию Православия дало присоединение Финляндии к России в 1809 году. Был совершён перевод богослужения, а также многих духовных сочинений на финский язык. В 1892 была образована Финляндско-Выборгская православная епархия.
До 1918 года Финляндско-Выборгская епархия в Великом Княжестве Финляндском была частью Российской Церкви. После получения Финляндией независимости в 1917 году чрезвычайный Собор духовенства и мирян Финляндско-Выборгской епархии в 1919 году принял обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону (Беллавину) о даровании епархии статуса автономной Церкви в составе Российской, что было признано Патриархом 11 февраля 1921 года. В 1918 год имущество бывшей Русской Православной Церкви в Финляндии было огосударствлено и в своей значительной части передано вновь возникшей Финляндской автономной Церкви.
8 июля 1923 года Патриарх Мелетий (Метаксакис) совершил епископскую хиротонию эстонского протоиерея Германа Аава (Православная российская церковь), который был хиротонисан в викарного епископа Карельского. Чрезвычайный Собор Финляндской Церкви в Сердоболе (13 — 20 ноября 1923 года) под председательством архиепископа Выборгского и всея Финляндии Серафима (Лукьянова) единогласно принял переход под юрисдикцию Константинопольского Патриархата, каковое решение было наделено силой закона правительством Финляндии. Были введены григорианский календарь, финский язык в богослужении; приходы делились на две епархии: Выборгскую и Карельскую. Кафедра архиепископа оставалась в Выборге.
После советско-финской войны 1939—1940 годов и присоединения части Карелии к Советскому Союзу Финская церковь потеряла около 90 % своей собственности, а большая часть верующих эвакуировалась во внутренние районы Финляндии. Так, например монахи с Валаамского монастыря в полном составе были эвакуированы с архипелага и основали монастырь Новый Валаам в центральной Финляндии (около Хейнявеси). Также была перенесена в Хельсинки и духовная семинария (основанная в 1918 году) в г. Сортавала (Сердоболе) (в 1957 году она переехала в Хумалярви, в 1961 году — в Куопио, а в 1988 году — закрыта, а вместо неё открыт факультет православного богословия в университете Йоэнсуу). На основании исследования Хели Кананен утверждается, что православные, переселённые из Карелии, подвергались в Финляндии дискриминации.
В начале октября 1945 года переговоры с целью возвращения Финляндской Церкви в юрисдикцию Московсковского Патриархата вёл митрополит Ленинградский Григорий (Чуков), о чём 3 октября была достигнута предварительная договорённость с архиепископом Карельским Германом (Аавом) (для принятия решения о воссоединении предусматривалось проведение Собора ФПЦ). После последовавшей в течение ряда лет переписки с Москвой, 30 апреля 1957 года Синод Русской Православной Церкви постановил «предать забвению все канонические споры и недоразумения, имевшие место между ФПЦ и РПЦ», признал Финляндскую Архиепископию в сущем статусе и передал в её юрисдикцию Ново-Валаамский монастырь; 7 мая того же года сторонами было восстановлено молитвенно-каноническое общение.
На 2005 год общая численность зарегистрированных православных членов составляла 57756 человек (1,1 % населения), а архиепископия наряду с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии имеет статус одного из двух государственных вероисповеданий. Разделена на три епархии:
Архиепископская кафедра — в городе Хельсинки. Епархиальные архиереи носят титул митрополитов.
Православие в Финляндии ярко выражено наличием известных монастырей: Ново-Валаамский и Линтульский монастыри, а также частное Покровское братство. Общее число приходов — 24. При Церковном управлении в Куопио действует музей церковного искусства. Церковь пользуется т. н. новым или григорианским календарем и западной Пасхалией.
Высшей законодательной властью в церкви являются поместный и архиерейский соборы. Исполнительной властью, отвечающей за проведение принятых решений в жизнь, является Церковное управление. Приходы субсидируются со стороны государства за счет налоговых средств (отчисления со стороны зарегистрированных членов составляют 0,6 % от уровня доходов и вычитаются с банковского счёта автоматически).
(95)




