Свято-Троицкий монастырь — Китаева пустынь

Китаева пустынь.КиевКиев вот уже много столетий считается одной из столиц мирового православия. Несмотря на то, что сегодня город является многомиллионным мегаполисом, в нем можно найти такие места, где не ощущается его быстрый ритм, где можно побыть в спокойствии, наедине с собой и Богом. Одно из таких мест — Свято-Троицкий монастырь «Китаева пустынь».

Китаево – это живописная местность в Голосеевском лесу на южной окраине города, имеющая несколько названий – Китаево, Китаев, Китаевская пустынь. Сразу скажем, что ничего общего с Китаем это место не имеет.

Название за этой территорией закрепилось еще в XII веке, а версий о происхождении существует три. По одной из них, слово «китай» имеет тюркское происхождение и переводится как «крепость» — и в самом деле, в домонгольское время здесь находился достаточно укрепленный ремесленническо-торговый городок. Кстати, часть укрепительных валов сохранилась до сегодня. По другой версии, название происходит от древнерусского слова «кита» — так называли связку жердей, используемых при строительстве укрепления. Согласно третьей версии, «Китай» — это было прозвище князя Андрея Боголюбского, внука киевского князя Владимира Мономаха – предположительно, на вершине Китай-горы находился дворец-терем князя.

Изначально Китаева пустынь была основана как скит Киево-Печерской Лавры (скит – это небольшой монастырь, как правило, подчиненный крупному, и находящийся в отдаленной уединенной местности).

Ее историю принято вести с XVIII столетия, когда в 1716 году генерал-губернатор Киева князь Дмитрий Голицын построил здесь небольшую церковь из дерева в честь русского святого XIV века преподобного Сергия Радонежского.

Хотя есть и другие версии, среди которых та, что обитель была основана в XIV веке на месте пещерного монастыря. Как бы там ни было, общепринятой и достоверной является хронология Китаевской пустыни, начиная с XVIII века.

Почти через пол столетия после строительства деревянного Сергиевого храма, в 1763-68 годах, на его месте в стиле украинского барокко была построена каменная церковь в честь Пресвятой Троицы. С того времени обитель стали называть «Китаева пустынь», а также «Киевский Афон» (Афон – гора в Греции, особо почитаемая православными верующими, на которой находится 20 мужских монастырей, объединенных в Автономную монашескую республику).

Следующий, XIX век, считается «золотым периодом» в истории монастыря. В частности, монастырское хозяйство стало отдельным городком с разнообразными предприятиями, в частности, тут были свечной завод с широким ассортиментом продукции и большая пасека. Кроме этого, фруктовые сады, огороды, рыбное хозяйство обеспечивали как саму обитель, так и Киево-Печерскую Лавру. Часть продуктов продавалась на ярмарках, которые проводились в дни праздника Троицы. Вырученные средства шли на ремонт монастырских построек и другие потребности общины. Кстати, о том, что монахи занимались рыбным хозяйством, сегодня напоминает каскад из пяти китаевских озер, вырытых насельниками именно для рыбного промысла.

В 1858 году Китаевский монастырь получил свое официальное название в честь главного своего храма и стал Свято-Троицким.

На востоке от центра обители находятся китаевские пещеры. Чтобы по пасть в них, нужно пройти по дамбе, мимо озер, и подняться по ступенькам к деревянной часовеньке, построенной над входом в пещеры. Возраст пещер точно неизвестен, но более вероятной является их датировка XVI веком. В начале пещер есть своя маленькая церковь. Проходя по подземным лабиринтам, видны маленькие келии с каменными лежанками, ниши для икон и лампадок и другое. Все это показывает, в каких строгих условиях жили монахи-отшельники. Сегодня сюда спускаются для особой молитвы, ведь истории об исцелениях в китаевских пещерах известны далеко за пределами Киева.

Китаевская обитель, находившаяся в стороне от шумного города, всегда была местом подвижничества и уединения монахов, где проживало немало старцев. Самыми знаменитыми из них явяются Досифей и Феофил, чьи могилы находятся рядом с Троицкой церковью.

С личностью монаха Досифея, жившего здесь в XVIII веке, связана одна из удивительных историй. Дело в том, что под его именем скрывалась известная православная подвижница преподобная Досифея. Из-за многолетнего постоянного строгого поста внешне она стала похожей на мужчину, поэтому в монастыре никто ни о чем не догадывался. Только после ее смерти, когда в обитель приехала сестра монахини, она по надгробному изображению узнала в ней родственницу, о чем и стало известно. Могила Досифеи ныне пользуется популярностью у молодых людей, которые молятся преподобной о помощи в поиске и укреплении любви.

Старец Феофил, живший в конце XVIII века и первой половине XIX-го, прославился даром пророчества и чудотворения. За советами и благословением к преподобному обращались многие люди. Преподобный Феофил предсказал основание в Киеве трех обителей: Ионинской, Покровской (женской) и Преображенской пустыни. Вместе со святой Досифеей и некоторыми другими святыми он был канонизирован Украинской Православной Церковью в 1993 году.

Место погребения прп.Досифеи. Китаева пустынь.Киев

Место погребения прп.Досифеи. Китаева пустынь.Киев

Советская эпоха, не пощадившая множество монастырей, храмов, монахов, священников и простых верующих, не обошла стороной и Китаеву пустынь. В 1920-х годах на монастырской территории власти разместили детскую колонию, а также сельскохозяйственные учреждения. Окончательно монашескую общину ликвидировали в 1930 годах, а все постройки передали Институту плодово-ягодного хозяйства.

В 1990 году, после почти 70-летнего перерыва, было совершено первое богослужение в Серафимовском храме.

Главный храм – Троицкий собор – начали реставрировать в конце 1980-х, а богослужение в нем стали совершаться с 1991 года. Стоит сказать о том, что соборную церковь начали возрождать не как монастырский храм, а как приходской. Таким образом, до 2009 года на территории обители существовали собственно монашеская община и приходская церковь, пока последняя не стала главным храмом монастыря.

Возрождение монашеской жизни на месте древней обители началось в 1993 году. Как и три столетия до того монастырь поначалу был скитом Лавры. В 1996 году решением Священного Синода Китаевская пустынь стала самостоятельной.

В конце 1990-х годов была построена деревянная колокольня, вместо разобранной в 1932 году каменной.

В 2000 году в китаевских пещерах был освящен небольшой храм в честь Собора Пресвятой Богородицы, хотя в начале 1990-х годов его назвали во имя святой Досифеи.

В 2013 году был освящен возрожденный Свято-Серафимовский храм. С именем святого Серафима Саровского связана отдельная страница истории Китаевой пустыни. Дело в том, что юноша Прохор, а в будущем преподобный Серафим, приходил в Китаеву пустынь, и получил благословение у святой Досифеи на несение монашеского подвига в Саровской обители.

Пещеры в Китаевой пустыни. Киев

Пещеры в Китаевой пустыни. Киев

Икона Божией Матери "Закланная". Китаева пустынь.Киев

Икона Божией Матери «Закланная». Китаева пустынь.Киев

Мощи прп. Феофила. Китаева пустынь.Киев.

Мощи прп. Феофила. Китаева пустынь.Киев.

Китаева пустынь.Киев Китаева пустынь.Киев Китаева пустынь.Киев Китаева пустынь.Киев Китаева пустынь.Киев Китаева пустынь.Киев

Фотографии предоставлены нашими паломниками
Источник

(856)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *