Киев вот уже много столетий считается одной из столиц мирового православия. Несмотря на то, что сегодня город является многомиллионным мегаполисом, в нем можно найти такие места, где не ощущается его быстрый ритм, где можно побыть в спокойствии, наедине с собой и Богом. Одно из таких мест — Свято-Троицкий монастырь «Китаева пустынь».
Китаево – это живописная местность в Голосеевском лесу на южной окраине города, имеющая несколько названий – Китаево, Китаев, Китаевская пустынь. Сразу скажем, что ничего общего с Китаем это место не имеет.
Название за этой территорией закрепилось еще в XII веке, а версий о происхождении существует три. По одной из них, слово «китай» имеет тюркское происхождение и переводится как «крепость» — и в самом деле, в домонгольское время здесь находился достаточно укрепленный ремесленническо-торговый городок. Кстати, часть укрепительных валов сохранилась до сегодня. По другой версии, название происходит от древнерусского слова «кита» — так называли связку жердей, используемых при строительстве укрепления. Согласно третьей версии, «Китай» — это было прозвище князя Андрея Боголюбского, внука киевского князя Владимира Мономаха – предположительно, на вершине Китай-горы находился дворец-терем князя.
Изначально Китаева пустынь была основана как скит Киево-Печерской Лавры (скит – это небольшой монастырь, как правило, подчиненный крупному, и находящийся в отдаленной уединенной местности).
Ее историю принято вести с XVIII столетия, когда в 1716 году генерал-губернатор Киева князь Дмитрий Голицын построил здесь небольшую церковь из дерева в честь русского святого XIV века преподобного Сергия Радонежского.
Хотя есть и другие версии, среди которых та, что обитель была основана в XIV веке на месте пещерного монастыря. Как бы там ни было, общепринятой и достоверной является хронология Китаевской пустыни, начиная с XVIII века.
Почти через пол столетия после строительства деревянного Сергиевого храма, в 1763-68 годах, на его месте в стиле украинского барокко была построена каменная церковь в честь Пресвятой Троицы. С того времени обитель стали называть «Китаева пустынь», а также «Киевский Афон» (Афон – гора в Греции, особо почитаемая православными верующими, на которой находится 20 мужских монастырей, объединенных в Автономную монашескую республику).
Следующий, XIX век, считается «золотым периодом» в истории монастыря. В частности, монастырское хозяйство стало отдельным городком с разнообразными предприятиями, в частности, тут были свечной завод с широким ассортиментом продукции и большая пасека. Кроме этого, фруктовые сады, огороды, рыбное хозяйство обеспечивали как саму обитель, так и Киево-Печерскую Лавру. Часть продуктов продавалась на ярмарках, которые проводились в дни праздника Троицы. Вырученные средства шли на ремонт монастырских построек и другие потребности общины. Кстати, о том, что монахи занимались рыбным хозяйством, сегодня напоминает каскад из пяти китаевских озер, вырытых насельниками именно для рыбного промысла.
В 1858 году Китаевский монастырь получил свое официальное название в честь главного своего храма и стал Свято-Троицким.
На востоке от центра обители находятся китаевские пещеры. Чтобы по пасть в них, нужно пройти по дамбе, мимо озер, и подняться по ступенькам к деревянной часовеньке, построенной над входом в пещеры. Возраст пещер точно неизвестен, но более вероятной является их датировка XVI веком. В начале пещер есть своя маленькая церковь. Проходя по подземным лабиринтам, видны маленькие келии с каменными лежанками, ниши для икон и лампадок и другое. Все это показывает, в каких строгих условиях жили монахи-отшельники. Сегодня сюда спускаются для особой молитвы, ведь истории об исцелениях в китаевских пещерах известны далеко за пределами Киева.
Китаевская обитель, находившаяся в стороне от шумного города, всегда была местом подвижничества и уединения монахов, где проживало немало старцев. Самыми знаменитыми из них явяются Досифей и Феофил, чьи могилы находятся рядом с Троицкой церковью.
С личностью монаха Досифея, жившего здесь в XVIII веке, связана одна из удивительных историй. Дело в том, что под его именем скрывалась известная православная подвижница преподобная Досифея. Из-за многолетнего постоянного строгого поста внешне она стала похожей на мужчину, поэтому в монастыре никто ни о чем не догадывался. Только после ее смерти, когда в обитель приехала сестра монахини, она по надгробному изображению узнала в ней родственницу, о чем и стало известно. Могила Досифеи ныне пользуется популярностью у молодых людей, которые молятся преподобной о помощи в поиске и укреплении любви.
Старец Феофил, живший в конце XVIII века и первой половине XIX-го, прославился даром пророчества и чудотворения. За советами и благословением к преподобному обращались многие люди. Преподобный Феофил предсказал основание в Киеве трех обителей: Ионинской, Покровской (женской) и Преображенской пустыни. Вместе со святой Досифеей и некоторыми другими святыми он был канонизирован Украинской Православной Церковью в 1993 году.
Советская эпоха, не пощадившая множество монастырей, храмов, монахов, священников и простых верующих, не обошла стороной и Китаеву пустынь. В 1920-х годах на монастырской территории власти разместили детскую колонию, а также сельскохозяйственные учреждения. Окончательно монашескую общину ликвидировали в 1930 годах, а все постройки передали Институту плодово-ягодного хозяйства.
В 1990 году, после почти 70-летнего перерыва, было совершено первое богослужение в Серафимовском храме.
Главный храм – Троицкий собор – начали реставрировать в конце 1980-х, а богослужение в нем стали совершаться с 1991 года. Стоит сказать о том, что соборную церковь начали возрождать не как монастырский храм, а как приходской. Таким образом, до 2009 года на территории обители существовали собственно монашеская община и приходская церковь, пока последняя не стала главным храмом монастыря.
Возрождение монашеской жизни на месте древней обители началось в 1993 году. Как и три столетия до того монастырь поначалу был скитом Лавры. В 1996 году решением Священного Синода Китаевская пустынь стала самостоятельной.
В конце 1990-х годов была построена деревянная колокольня, вместо разобранной в 1932 году каменной.
В 2000 году в китаевских пещерах был освящен небольшой храм в честь Собора Пресвятой Богородицы, хотя в начале 1990-х годов его назвали во имя святой Досифеи.
В 2013 году был освящен возрожденный Свято-Серафимовский храм. С именем святого Серафима Саровского связана отдельная страница истории Китаевой пустыни. Дело в том, что юноша Прохор, а в будущем преподобный Серафим, приходил в Китаеву пустынь, и получил благословение у святой Досифеи на несение монашеского подвига в Саровской обители.
Фотографии предоставлены нашими паломниками
Источник
(856)