В программе:
Литургия, причастие (по желанию).
— Благовещенский мужской монастырь — мощи св. бл. кн. Константина и чад его Михаила и Федора Муромских чудотворцев, Икона св. преп. Илии Муромца с частице св. мощей.
— Свято-Троицкий женский монастырь. Святые мощи прпп. Петра и Февронии – покровителей семейного счастья, любви и верности. Трапеза (самостоятельно).
— Спасо-Преображенский мужской монастырь – икона «Скоропослушница» (Афонская).
Источник.
— Николо-Набережная церковь — мощи святой праведной Иулиании Милостивой.
Отправление из Чебоксар от сквера им. В.И.Чапаева в 22:00. Возвращение на следующий день вечером.
Пожертвование на поездку – 2000 руб.
Для записи в поездку необходимо приобрести билет в церковной лавке в Торговом Центре МТВ г.Чебоксары (на 1 этаже около магазина «Перекресток»).
___________________________________________________
Дивеево + Муром (с ночлегом в Дивеево или Муроме)
В программе:
— Серафимо-Дивеевский монастырь. Размещение в гостинице. Мощи преподобного Серафима Саровского. Мощи блаженных стариц. Ближние источники: вмч. Пантелеимона, иконы Божией Матери Казанской, иконы Божией Матери «Умиление». Вечернее богослужение. Канавка Божией Матери. Ужин. Ночлег.
Ранний выезд в Муром на Литургию.
— Благовещенский мужской монастырь — мощи св. бл. кн. Константина и чад его Михаила и Федора Муромских чудотворцев, Икона св. преп. Илии Муромца с частице св. мощей.
— Свято-Троицкий женский монастырь. Святые мощи прпп. Петра и Февронии – покровителей семейного счастья, любви и верности. Трапеза (самостоятельно).
— Спасо-Преображенский мужской монастырь – икона «Скоропослушница» (Афонская).
Источник.
— Николо-Набережная церковь — мощи святой праведной Иулиании Милостивой.
Отправление из Чебоксар от сквера им. В.И.Чапаева в 08:00. Возвращение на следующий день вечером. Пожертвование на поездку – 2500 рублей.
Для записи в поездку необходимо приобрести билет в церковной лавке в Торговом Центре МТВ г.Чебоксары (на 1 этаже около магазина «Перекресток»).
Справки по телефону 8 905 344 25 25 – Надежда
Что такое паломничество
Зачем в паломничество
Памятка паломника
Пост+молитва+исповедь
Краткая информация
Город Муром расположен на левом берегу реки Оки, на границе с Нижегородской областью.
Название города связывается с финно-угорским племенем мурома.
Население города — 111 474 чел. (2014)
Древний Муром, по свидетельству «Повести временных лет» возник намного раньше других древних городов. Он богат храмами и монастырями, в которых хранятся православные реликвии, самые известные из которых – мощи покровителей любви и брака Петра и Февронии, святой праведницы Иулиании Лазаревской. А неподалеку от Мурома стоит старинное село Карачарово, в котором родился былинный русский богатырь Илья Муромец.
Муромский Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает св. бл. князю Константину (Ярославу) Святославичу, проповедовавшего христианство среди местного населения.
Мужской монастырь был основан на месте Благовещенского храма по обету царя Ивана Грозного. Он посетил Муром в 1552 году во время похода на Казань, горячо молился новым чудотворцам о даровании победы, и обещал в случае успеха учредить монашескую обитель. После взятия Казани в Муром прибыла артель зодчих. При строительстве каменного храма были найдены гробницы с мощами князей, которые с молебным пением торжественно поставили в новом Благовещенском соборе.
В 1616 году монастырь разорили поляки, расхитив многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным. Новые «государевы милостыни» помогли восстановить обитель. Собор был перестроен заново. В 1652 году к нему был пристроен придел Иоанна Богослова. В конце XVII столетия рядом с Благовещенским храмом воздвигли высокую шатровую колокольню.
В 1812 г. в стенах храма нашли приют чудотворные иконы Владимирской и Иверской Божией Матери, вывезенные из Москвы во время нашествия Наполеона. Иконы находились в Благовещенском монастыре до 20 октября 1812 г. В память об этом знаменательном событии городским духовенством ежегодно совершался крестный ход вокруг города. Список с Иверской иконы Божией Матери, хранящийся в соборе, стал особо почитаться после этих событий.
Благовещенский монастырь был закрыт в 1919 году. Мощи святых были перенесены в музей.
В сентябре 1991 года указом святейшего Патриарха и Священного Синода в древней Благовещенской обители возобновилась иноческая жизнь.
В крипте собора (в подклете) покоятся мощи святителя Василия Муромского — «просветителя муромских народов» и преподобного Иулиана (Кочукова) — подвижника XVII в. В некрополе монастыря погребен прах многих выдающихся горожан, среди которых — настоятель монастыря архимандрит Алексий (Полисадов) — прадед поэта Андрея Вознесенского.
В настоящее время Благовещенский монастырь — уникальная сокровищница древнерусской православной культуры. Сегодня в нем совершаются ежедневные монастырские богослужения и ведется духовно-просветительская деятельность.
Святыни Благовещенского монастыря:
— Рака с мощами св. бл. кн. Константина и чад его Михаила и Федора Муромских чудотворцев
— Икона св. бл. кн. Константина и чад его Михаила и Федора
— Икона св. преп. Илии Муромца с частице св. мощей
— Икона Иверской Божией Матери
— Икона св. бл. кн. Петра и Февронии
— Икона Знамения Божией Матери
— Икона Николая Чудотворца
Троицкий женский монастырь основан в 1643 г. богатым муромским купцом Тарасием Борисовым, по прозвищу Богдан Цветной на месте деревянной церкви.
По преданию, где-то здесь, на «Старом Вышнем городище», кн. Константином, крестившим Муромскую землю, был поставлен первоначальный деревянный храм во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. В последствии на этом месте соорудили деревянную Троицкую церковь, а через некоторое время каменную.
В 1643 г. Богдан Цветной получил разрешение от Епископа Рязанского и Муромского основать на месте Троицкого прихода девичий монастырь.
Главной святыней Троицкого монастыря стал Виленский Крест. Обретение святыни так же связано с именем Богдана Цветнова.
В 1764 году в монастыре проживало 15 монахинь с во главе с игуменьей. В этом же году в обитель переведены монашествующие из упраздненных трех монастырей: Вязниковского Введенского девичьего монастыря (игуменья и казначей с четырнадцатью монахинями) Входоиерусалимской Пустыни в селе Арефино Муромского уезда (настоятельница Александра и три схимонахини); Воскресенского Муромского девичьего монастыря (игуменья Мария, две монахини и две схимонахини).
Монастырь два раза страдал от пожара. После чего обитель отстраивалась заново.
19 сентябpя 1899 г. в монастыре была открыта одноклассная женская школа с уроками рукоделия. В 1902 году школа стала 2-х классной.
27 сентябpя 1918 г. по pаспоpяжению Жилищного отдела г. Муpома тpи каменных коpпуса заселены рабочими. Монастыpь закpыли в 1921 году.
Здания использовались под архив, под военное ведомство, склады. В 1936 г. пpидел Тpех Святителей и Св. Пантелеимона были pазpушены.
В 1941 году здание Тpоицкого собоpа пеpедано аpтели им. Кpупской под сапожную мастеpсткую на условиях ремонта. Ни в 1940-е, ни в 1950-е гг. pемонт на территории монастыря не производился.
В послевоенные годы келейные коpпуса превращены в коммунальные кваpтиpы. В 1961-1962 годах в монастыpе пpоизведена косметическая pеставpация. В 1970-х годах ансамбль Тpоицкого монастыpя поставлен на госудаpственную охpану как памятник pеспубликанского значения.
15 мая 1991 года ансамбль Муромского женского Троицкого монастыря по просьбе Владимиро-Суздальской епархии передан Русской Православной Церкви. Это первый женский монастырь, открытый во Владимирской епархии.
Главной святыней Троицкого монастыря является рака с мощами св. бл. кн. Петра и Февронии, Муромских чудотворцев.
Спасо-Преображенский мужской монастырь города Муром – древнейшая обитель Святой православной Руси. (Старше его только Киево-Печерская лавра). Чудо земли русской!
Стоит на высоком берегу Оки и, словно огромный православный ковчег, плывет в синеве неба. Два храма, ризница, братский корпус, часовни…
Божественная красота открывается с вершины монастырского холма – необъятные муромские и нижегородские дали. Ока мощно и величественно несет свои воды к Волге. В этих местах накапливал богатырскую силу Илья Муромец. Здесь жили русские святые князья Петр и Феврония – покровители семьи.
Древнейшая иноческая обитель Святой Руси Муромский Спасский монастырь основан Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом Владимировичем (первый русский святой, сын Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира).
Получив в удел Муром, святой князь однако не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.
Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича (князь Муромский 1095—1096 гг., второй сын Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской).
«В лето 6604… Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день … Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса …»
В стенах монастыря пребывали многие святые: святые благоверные князья Петр и Феврония (1205—1228 гг.), Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь Петр здесь принял монашеский постриг и скончался).
Здесь пребывал Святитель Василий I Рязанский и Муромский, чудотворец (1286-1295 гг.), который окормлял муромскую паству после разорения края Батыем.
В 1889 году оптинский старец преп. Амвросий благословил к написанию образ Царицы Небесной, где Она изображена благославляющей ниву с собранными снопами хлеба. Со Святой горы Афон в 1889 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница».
С тех пор она стала главной Святыней обители. Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной. Особенно часто получают помощь страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.
После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля — епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в белогвардейском мятеже, произошедшем в Муроме 8-9 июля 1918 года и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым.
В период 1918—1919 годов монастырский собор продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц.
В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектируются представителями муромского музея, но уже с января 1929 года Спасский монастырь занимают военные и частично отделение НКВД, в это же время начинается уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц прекращён.
Внутреннее убранство храмов Муромского Спасского мужского монастыря было полностью разорено после революции. Об этом свидетельствуют документы 1924-1928 гг. с грифом «секретно» по «Реализации церковного имущества» Спасского монастыря.
В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное Управление, а также к Председателю муромского горисполкома В. И. Жукову с открытым письмом в поддержку передачи Муромского Спасского монастыря Русской православной церкви. За идею возрождения обители выступил академик Д. С. Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.
Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. Позже он вспоминал:
«Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…»
Но чуть позже в монастырь вернулась та самая икона Божией Матери «Скоропослушница», и дело сдвинулось с мертвой точки. Понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин.
2 августа 2006 года в Муроме прошла необычная церемония – Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил меч. Меч представлял из себя точную копию оружия Ильи Муромца. На день 910-летия муромского Спасо-Преображенского монастыря председатель Счетной палаты России Сергей Степашин привез меч на освещение в город Муром. Освящение происходило на частице мощей святого Ильи Муромца. В конце мая останки героя русских былин (причислен Русской православной церковью к лику святых) привезли из Киево-Печерской лавры. В Спасо-Преображенском монастыре установили раку – символическое захоронение Ильи Муромца с частицей мощей. “Этот меч поможет президенту править Отечеством нашим, утверждая возрождение России, помогая духовному возрождению святой Руси” – сказал Алексий II.
Посещение и молитва в Муромской Спасской обители оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.
Воскресенский женский монастырь расположен в северо-восточной части Мурома (в Июльском переулке) на Фруктовой горе.
Согласно легенде монастырь возник на месте загородного дворца князей Петра и Февронии Муромских, в исторических источниках впервые упомянут в XVI в.
Сохранившийся до наших дней архитектурный комплекс монастыря представлен постройками XVII века — 5-главой Воскресенской церковью с трапезной и обходной галереей с шатровыми крыльцами и одноглавой надвратной Введенской церковью с шатровой колокольней.
Обителью с 16-ю монахинями управляла игуменья старица Мариамна, монахини занимались лицевым шитьём. Рядом с храмами располагалось кладбище.
Монастырь окружала деревянная ограда периметром 43х36 саженей (91,5х76,5 м).
В описи Мурома 1646 года Воскресенская и Введенская церкви по-прежнему упоминаются деревянными, а число келий возросло до 30.
А по описи 1678 года в монастыре проживали игуменья и 26 стариц.
Воскресенский женский монастырь просуществовал до 1764 г. После его упразднения, что было связано с указом Екатерины II о секуляризации церковных земель, Воскресенская и Введенская церкви стали приходскими, а монашествующих перевели в Троицкую обитель. На протяжении XIX — нач. XX вв. храмы оставались рядовыми городскими приходами. Здесь же располагалось одно из четырёх городских кладбищ, существовавшее с незапамятных времён.
В советские годы ансамбль Воскресенского монастыря разделил печальную участь многих муромских храмов. Церкви были закрыты, наиболее ценные предметы вывезли в музей, а здания стали использовать под складские помещения. В 1929 г. кладбище уничтожили, а в 1950 г. и вовсе устроили над могилами футбольное поле. В 1970—1980-е гг. в Воскресенской церкви располагалась спортивная секция. В Воскресенском храме был спортзал с рингом.
В 1998 г. храмы вернули Владимиро-Суздальской епархии, и в них вновь возродилась иноческая жизнь.
Службы проходят в Воскресенском храме (1658). В церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм (1658) живут сёстры. Ниже монастыря находится святой источник Петра и Февронии.
Этот монастырь не сразу найдёшь, он спрятан за кронами деревьев. Сюда редко доходят паломники, и даже для многих местных это всё ещё спортивная школа. Зато на диком поле, где покоятся мёртвые и пасутся козы, стоит надмирная тишина, а в светлых лицах тепло укутанных монахинь (видно, церковь плохо приспособлена для жилья) особенно чувствуется монашеский подвиг. Этот монастырь более других нуждается в вашей помощи.
(4316)