ЗАДОНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
По заявкам индивидуально и для корпоративных групп в любое время
Справки по телефону 8 905 344 25 25 – Надежда
Что такое паломничество
Зачем в паломничество
Памятка паломника
Пост+молитва+исповедь
Краткая информация
Город Задонск расположен на левом берегу Дона при впадении в него малой реки Тёшевки, давшей название бывшему здесь древнему поселению. В XVI веке известен как Тёшев. Он расположен в лесостепной части черноземной России. Это ее «коренная глубинка». Название города древнее, овеянное и легендарной поэтикой «Задонщины», и казацкой вольницей. В настоящее время Задонск с населением около 11 тыс. человек — районный центр Липецкой области.
В чем уникальность Задонска?
Что в нем такого, чего не увидеть в других русских городах?
Это город великих христианских духовных традиций, которые возвели Задонск в ранг общероссийских святынь. Закрепление за городом славы духовного центра — «Русского Иерусалима» — совпало с прославлением святителя Тихона Задонского, соединившего с ним свою судьбу. Город четырех действовавших к началу ХХ века на его территории монастырей, из которых три ныне восстановлены. Добро и милосердие, выражавшиеся в невиданных масштабах пожертвований, были стимулами процветания Задонска, одного из красивейших уездных городов Воронежской губернии во второй половине XIX века.
Духовные традиции края претворены в замечательной архитектуре соборов. В бывшем уездном городе мы видим два пятиглавых храма (Владимирский в Богородицком и Троицкий в Спасо-Преображенском монастырях), возведенных по проекту архитектора К.Тона, два других монументальных собора-исполина, созданных в «русском стиле», — Троицкий собор Скорбященского женского монастыря и Вознесения Христова в Тюнинском монастыре, Успенский собор на Торговой площади. Задонские храмы, подобно богатырской симфонии «торжества духа», соединяются в единый городской ансамбль.
Истоки процветания Задонска объяснялись не только удобством его расположения у переправы через Дон на главном Черкасском тракте, многочисленными ярмарками, но главным образом возрастанием его духовной славы.
Горнилом и колыбелью духовности был Задонский Богородицкий монастырь. Со времени основания до 1764 года он не имел никакой степени или класса. По учреждении духовных штатов монастырь, согласно решению Святейшего Синода, был отнесен к третьему классу, оставаясь штатным в числе пяти монастырей Воронежской губернии. В нем было 15 положенных по штату насельников и еще «три сверх того». В 1798 году в монастыре была учреждена архимандрия. Согласно полному списку о монастырях, составленному до 1810 года, монастырь значился 130-м третьего класса.
Судьба Задонского Богородицкого монастыря, да и самого города преображается, когда сюда в 1769 году прибыл удалившийся на покой святитель Тихон. Личный подвиг служения людям и духовное воздействие на современников этого «великого христианского гуманиста XVIII в.», по словам Н.Бердяева, стали животворящим стимулом возвышения монастыря и города.
Епископ Воронежский и Елецкий Тихон I (в миру Тимофей Савельевич Кириллов; 1724-1783) родился в селе Короцка Валдайского уезда Новгородской губернии в семье причетника местной церкви св.Николая. Мальчик потерял отца, когда ему было 4 года, и мать Домника осталась вдовой с четырьмя сыновьями и двумя дочерьми.
Окончив славянскую духовную школу, Тимофей поступил в училище, позже преобразованное в семинарию, с которой было связано 14 лет его жизни. Успехи в учебе вывели его в число учеников, «наипаче преуспевающих». В 1750 году ему доверили преподавание греческого языка, а в 1758-м — курса философии.
В 1758 году Тимофей принял монашеский постриг с именем Тихон. В том же году он рукоположен в сан иеродиакона, затем в сан иеромонаха, а в 1761 году хиротонисан в епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородского. Через год ему была предоставлена самостоятельная Костромская кафедра. Но официальный приказ был задержан. И в начале 1763 года императрица Екатерина II, невзирая на рекомендуемый Синодом список кандидатов, собственноручно написала решение: «Быть епископом Воронежским викарию Новгородскому». Он стал одиннадцатым епископом на Воронежской кафедре.
Деятельность святителя Тихона по управлению епархией началась с преодоления административно-хозяйственных неурядиц, искоренения невежества, повышения уровня духовного просвещения, начиная со священнослужителей. 10 августа 1763 года была открыта духовная школа и возобновлена деятельность Воронежской духовной семинарии. Будущих пастырей епископ призывал к «доброму житию». Он запретил телесные наказания духовенства, пытался поддержать систему «славенороссийских школ», что удалось осуществить в городах Ельце и Черкасске.
В то же время архипастырь яростно обличал живущих в роскоши, безразличных к бедным, находящимся в нужде. Был нетерпим к проступкам в монашеской жизни. Обличаемые за пороки купцы и иноки платили ему клеветой и доносами. Люди бедные и нищие всегда имели свободный доступ к святителю, которому было в радость заступиться за обиженных.
Но невозможность быстрого устранения недостатков в столь обширной Воронежской епархии, с ее «казацкой вольницей», беглыми людьми, раскольниками, вызывала разочарования и потрясения в чистосердечном пастыре. Эти причины и побудили святителя Тихона отказаться от Воронежской кафедры и удалиться на покой.
Лишь третье обращение Воронежского епископа об отставке лично к императрице Екатерине II было удовлетворено. 15 октября 1767 года, после четырех лет и семи месяцев управления Воронежской епархией епископ Тихон был уволен от кафедры.
Задонск выбрал он для своего пребывания из-за благоприятной атмосферы, живописного вида, близости к любимому им Ельцу.
Настоятель Богородицкого монастыря отец Самуил так отзывался о Тихоне:
«Жил хуже монаха, никогда в праздности не был».
Келейник В.И.Чеботарев вспоминал:
«Вместо постели коверчик постелен, да две подушки. Одеяла он не имел, но шубу овчинную. Ряса у него одна была, но и та суконная, гарусная, обувался в коты, и чулки шерстяные толстые, кои подвязывал ремнями, да и две зимы в лаптях ходил. Когда же к обедне идти ему, то оные снимал и обувался в коты… и четки у него были самые простые ременные».
Выходила за рамки общепринятых норм его доброта, повинуясь которой Тихон весь свой пансион в 500 рублей серебром раздавал нуждающимся. Помогая через своих друзей погорельцам, голодающим, бедствующим, запрещал упоминать свое имя. Когда святитель был прикован к постели, помощь просящим, по его воле, осуществлялась через келейников.
Им лично была устроена богадельня для неимущих. Особенно трогательным было его внимание к детям, на которых постоянно изливалась его любовь в беседах и дарах.
Обманувших святителя стяжателей, выманивших у него деньги, Тихон прощал и давал в знак прощения еще. За раскаившихся — тотчас же становился на колени молиться. В молитве не стыдился слез как свидетельства искренности веры. Не гнушался бродяг и нищих. В неурожайные годы за неимением личных средств Тихон сам испрашивал у помещиков хлеб для голодавших.
Известен случай, когда святитель использовал свои высокие связи и добился отмены смертной казни для некоторых участников пугачевского восстания. Тёшевские жители помнили, как оклеветанные церковные причетники, «забритые в солдаты», были отозваны с воинской повинности и восстановлены в духовном звании благодаря заступничеству Тихона.
По их делу святитель обращался и к губернатору, и в Святейший Синод, и посылал нарочных к митрополиту Гавриилу с просьбой об изменении решения. В период ходатайства о пересмотре дела святитель Тихон содержал на свой счет оставшиеся без кормильцев семьи, включая девятерых детей пострадавших.
После кончины святителя Тихона в 1783 году его мощи пребывали в пещере, находившейся под алтарем старого Владимирского собора Богородицкого монастыря. Он еще до смерти выбрал место на пути в алтарь, говоря: «Пусть мое грешное тело попирается ногами». В 1839 году было принято решение о начале строительства нового соборного храма по проекту архитектора К. Тона. В мае 1845 года для продолжения строительства нового собора потребовалась дальнейшая разборка старого, и гроб святителя Тихона был перенесен в зимнюю церковь Рождества Богородицы. Сам архиепископ Воронежский Антоний II прибыл в монастырь, чтобы убедиться в необходимости этого. 12 мая 1846 года были обретены нетленными мощи святителя. Со дня кончины его прошло 63 года.
После смерти слава о деяниях Тихона продолжала расти. В представлении народа личность святителя и Богородицкий монастырь соединились в единую святыню, к которой устремились потоки паломников. Поступали даже личные обращения граждан об открытии мощей бывшего епископа. С 1788 года, на протяжении 25 лет, отставной прапорщик Яков Машонов ратовал за прославление почитаемого им угодника, трижды обращаясь в Святейший Синод. У него хранилась исполненная по его заказу икона не канонизированного еще епископа Тихона в тех самых котах, которые он носил при жизни.
Паломничество к Тихону приобретало такие заметные масштабы, что в 1814 году епископ Воронежский Антоний II в докладной записке в Синод констатировал факт стихийного массового почитания его как святого.
20 июня 1861 года указом Святейшего Синода святитель Тихон был причислен к лику святых Русской Православной церкви.
Задонский Богородицкий монастырь на это время стал центром духовной жизни России.
Со времени прославления Тихона Задонского, уездный город Задонск на долгие годы приобрел славу «Русского Иерусалима».
И сегодня как и в прежние времена не иссякают потоки людей в Задонские монастыри. Они слились в народном сознании с личностью Тихона, идеалами русской души, с бескорыстием, жертвенностью и всепрощением.
«Народ при жизни оценил его дух и назвал святым, — писал о нем Н.С.Лесков. — Этот самый народ ждал слова Тихона и слушался этого слова более чем всяких иных словес владык пышных».
Видимо и сегодня нам ближе всего тихоновское понимание любви, которое принимал и Ф.М. Достоевский. Не случайно писатель хотел выставить во второй повести » Братьев Карамазовых» главной фигурой Тихона Задонского:
«Я ничего не создам нового, а только выставлю действительного Тихона, которого я принял в свое сердце давно с восторгом».
(855)