Тема «Печоры и Пюхтица» особая. Отношения между этими монастырями были подобны отношениям старшего брата и младшей сестры. Многие пюхтицкие сестры духовно окормлялись и поддерживались молитвами печерских подвижников. Здесь уместно рассказать несколько случаев из Матушкиной жизни, которые она вспоминала с особой благодарностью Богу.
Однажды во время чаепития, после чтения молитвы «Отче наш», Матушка тихо произнесла: «Как читал эту молитву митрополит Вениамин (Федченков)!..» И продолжала: «Возвращаясь из Москвы в Вильнюс, мы с монахиней Ангелиной, будущей виленской настоятельницей, заехали в Псково-Печерский монастырь. После службы к нам подошел печерский послушник и сказал: «Матушки, владыка Вениамин приглашает вас на чашку чая».
Так удивительно просто и немудрено произошло это знакомство. К глубокому сожалению, мне не запомнилось описание кельи, где проживал владыка, его внешний вид, но произвели сильное впечатление обращенные к монахиням слова: «Какие мы, православные, счастливые! Мы говорим «Отче наш», Отче! Кого мы называем Отцом?! Самого Бога! Творца Неба и Земли, Кого трепещут и боятся Силы Небесные, мы, люди, называем Отцом».
И действительно, какой бесценный дар и утешение и одновременно радость называть Бога Отцом, вернее, познавать и знать Его как Отца. Сам Господь оставил нам эту молитву как подтверждение нашего Богосыновства: «Отче наш, Иже еси на небесех». Матушка особо отмечала: «Во время этого разговора лицо митрополита Вениамина светилось, как солнышко, каким-то внутренним светом. Лик был ясен и радостен. Вот таким он мне и запомнился».
Какие мы, православные, счастливые!
Духовная дружба с архимандритом Алипием (Вороновым) началась у Матушки еще с «виленских» времен. Ей часто приходилось ездить в командировки по делам обители. По возможности, всегда старалась заехать в Печоры, приложиться к святыням. Как-то после литургии Матушку с матерью Ангелиной (Баташёвой) остановил архимандрит Алипий и, улыбаясь, стал спрашивать: «Матушки игумении, вы откуда такие? Давайте с вами познакомимся». Монахини отвечали, что они не игумении, на что отец наместник не обратил никакого внимания и пригласил их на завтрак к себе в настоятельские покои. Заходя в столовую, отец Алипий, обращаясь к келейнику, произнес: «Отец Корнилий, давай, что в печи, все на стол мечи. Видишь, какие у меня гостьи!»
Несколько лет спустя, когда матушка уже была настоятельницей, архимандрит приехал в Пюхтицкую обитель. Зайдя в игуменский корпус, поприветствовал Матушку игумению и сразу же с порога: «Матушка, помогите! Просто необходима ваша помощь». Матушка в ответ: «Что случилось, отец наместник?» Он же очень серьезно: «Надо срочно прописать в монастырь двух особ женского пола!»
Матушка недоумевала. Прописка в то время была делом очень трудным, почти что невозможным. И тут как снег на голову… Пропишите двух особ! Отец Алипий, видя матушкины сомнения, продолжал уговаривать: «Матушка, нужно, очень нужно, помогите!» А потом: «Да посмотрите, какие девчонки-то красивые! Таких не везде и найдешь». Жестом пригласил ее выйти из дома и уже на улице: «Да посмотрите на них, они в машине сидят, ждут, все извелись».
Матушка вспоминала, что шла к машине с крытым кузовом с чувством неловкости и тревоги. Ведь отцу наместнику, видимо, придется отказать, придумывала аргументы, не хотела его обидеть. А отец архимандрит, как нарочно, что заведенный: «Помогите! Пропишите! Девушки очень хорошенькие, просто красавицы!» С этими словами и открыл дверки кузова. Матушка не удержалась от смеха – из машины не нее смотрели, моргая глазами, похожими на сливы, две молоденькие телочки рыжей масти. И вправду раскрасавицы!
Из книги Пюхтицкая обитель и ее седьмая настоятельница схиигумения Варвара (Трофимова). Жизнеописание. — Куремяэ, 2015.
(91)