Темница Спасителя. Паломничество в Иерусалим

Темница Спасителя

Темница Спасителя

Дождавшись утра, иудейские старейшины повели Спасителя на суд к Пилату, поскольку для утверждения смертного приговора требовалась резолюция римского прокуратора.

Претория (от латинского «претор» — «наместник, главный судья») — официальная резиденция римского прокуратора в Иерусалиме. Находилась она в крепости Антония, которая была построена в Иерусалиме Иродом и названа им в честь римского полководца Марка Антония. Строения крепости непосредственно примыкали к территории Иерусалимского иудейского храма и начинались за купальней Вифезда.

Сейчас мы проходим от ворот святого Стефана мимо купальни Вифезда и чуть далее видим перед собой арку над улицей. Это одна из трех арок ворот Претории, называемая «Ecce Homo» («Се Человек»), так как туда были перенесены два камня, на которых стояли Христос и Пилат, когда с этими словами игемон вывел измученного Спасителя к народу. Справа — раскопки на месте дворца Пилата.

Не желая осуждать Узника, которого считал невиновным, но стремясь уйти от ответственности, Пилат послал Спасителя на суд к Ироду Антипе — правителю Галилеи, приехавшему в Иерусалим на праздник Пасхи. Останавливался Ирод Антипа в Иерусалиме, по всей вероятности, во дворце Асмонеев (или Хасмонеев, так называли род Маккавеев), который находился недалеко от претории между западной стеной Храма и дворцом Ирода Великого у Яффских ворот. Но Ирод только посмеялся над Спасителем и отправил обратно к прокуратору, дав понять, что не считает Иисуса серьезным преступником.

Часть плит открытого внутреннего двора крепости, на котором римляне производили суд и оглашали приговор — Лифостротон — сохранилась и находится в католическом францисканском монастыре «Ecce Homo» («Се Человек»). Лифостротон в переводе с греческого означает «каменный помост». Еврейское название этого места — Гаввафа («мостовая»). Спустившись на место раскопок, мы можем увидеть эти древние камни, на которых видна разметка игр римских воинов, стоки дождевой воды, насечки для лошадей. Сохранилась часть развалин от дворца прокуратора и ступенька от крыльца.

Некоторые из рисунков, сохранившихся на камне, напоминают о жестокой игре, бывшей в обычае у римских воинов, так называемой, игре «в царя». При внимательном рассмотрении на рисунке можно рассмотреть корону, меч или греческую букву «бетта» — начальную от слова «Василевс» — царь. Солдаты в шутку выбирали одного из заключенных в «цари», одевали его в багряницу — одежду, напоминающую царскую порфиру, на голову ему надевали шутовскую корону, а в руки вместо скипетра давали палку. Такому «царю» оказывались всяческие насмешливые почести, а затем его убивали. Эта игра напоминает издевательства воинов над Господом Иисусом Христом.

«Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие». (Мф. 27: 27-31).

Лестница, по которой свели измученного Спасителя и ступеней которой касались ноги Божественного Страдальца, была перенесена в Рим. Она и по сей день находится в Риме рядом с Латеранским собором и пользуется благоговейным почитанием. По этой лестнице паломники поднимаются на коленях, молитвенно вспоминая страдания Господа.

Пройдя чуть далее по улице, мы оказываемся у входа в темницы Претории. На этом месте сейчас небольшой православный монастырь. Сохранилось несколько подземных помещений темницы. Одно из них — одиночную камеру с каменными колодками — предание связывает с заключением Христа. Заключенный сидел на каменной скамье, ноги просовывались в эти колодки и внизу сковывались.

Другое помещение — более обширное и глубокое — называется «темницей Вараввы». Эта камера представляет собой достаточно большое помещение с каменными скамьями по стенам и приспособлениями в стене, к которым за поднятые руки привязывали заключенных. Вероятно, разбойник Варавва, которого толпа потребовала отпустить на волю вместо Иисуса Христа, содержался в этой общей камере.

Спаситель мира был осмеян, поруган, претерпел мучительные издевательства. Страшные следы этих страданий запечатлела на себе Плащаница Спасителя (погребальное полотно, в которое было обернуто тело Господа при погребении), хранящаяся ныне в итальянском городе Турине. На полотне Плащаницы остались следы крови от множества ран, нанесенных Господу Иисусу Христу. Римляне производили бичевание веревками или ремнями, в которые по местам ввивались острые металлические или костятные палочки. Каждый бич имел от одного до пяти концов, к которым были привязаны грузила — свинцовые шипы или кости, чтобы плети крепче охватывали тело и рвали кожные покровы. Это наказание причиняло такое страдание, что нередко осужденные умирали под бичами. Страшными разрывами, следами бичевания усыпано все тело Божественного Страдальца. Как свидетельствует Плащаница, били два воина — один высокого роста, другой более низкого. Как считают судебные эксперты, изучавшие Плащаницу, Христа за вздернутые руки привязали к столбу и били сначала по спине, а потом по груди и животу. По закону иудеев не разрешалось наносить подсудимому более 40 ударов. В Риме такого ограничения не было. Спасителю было нанесено 98 ударов плетью! На Плащанице проступают следы 59 ударов бича с тремя концами, 18 — с двумя концами, 21 — с одним концом. Каждый ушиб с рваной раной имеет примерно 3,7 см в длину. На голову Христа надели терновый венец, который имел форму шапочки, а не обруча, как принято считать. Особенно болезненно ранили шипы, когда воины били Господа по голове тростью. От каждого такого удара образовывались глубокие раны. На голове Страдальца — около 30 подтеков крови от проколов, сделанных шипами. Многочисленные повреждения на лице: разбитые брови, порванное правое веко, большая припухлость ниже правого глаза, поврежденный нос, ушиб на правой щеке, травма на левой щеке и на подбородке. На руках и ногах — следы ран от гвоздей. На теле — овальный след от удара копьем. Плащаница запечатлела на себе также глубокий след от тяжелого бруса креста на правом плече Спасителя и следы того, что Христос неоднократно падал под тяжестью этой ноши. При падении было разбито колено, а тяжелая балка креста ударяла по спине и по ногам, нанося повреждения.

Иисус Христос среди всех этих пыток и страданий являл удивительное величие духа. Как изрек некогда пророк Исаия: «Яко агнец на заколение ведеся, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его…» (Ис.52,7), «Плещи Моя вдах на раны и ланиты Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний» (Ис.8), «Той же язвен бысть за грехи наша, и мучен быть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом». Немногочисленные ответы Господа судьям выражают высшую мудрость. Иудеям он дважды подтвердил, что Он — ожидаемый ими Мессия. Но, ослепленные злобой и завистью, они не вняли.

Источник

(88)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *