Самая большая достопримечательность греческого города Салоник (Фессалоник) православный храм Дмитрия Солунского. Это самая большая церковь во всей Греции. Построена она в 5 веке нашей эры. Управляющий иллирийской епархией Леонт заболел и не мог ходить. Принесённый на носилках к могиле Святого Дмитрия он в короткий срок выздоровел. Во славу великого мученика Христого он разрушил печи, бассейны бань и стены возле городских ворот. Из этого материала между театром и обществеными банями создал храм Святого Дмитрия всячески его украсив.
Максимиан Геркулий римский император побив готов и сарматов остановился в Фессалониках, где наместником был Дмитрий из знатного сенаторского рода. Он с детства не ведал страха и не терялся перед невзгодами и проповедовал христианскую веру и заповеди Петра, как то кротость, любовь к ближнему, надежду на жизнь вечную после смерти. Приходили к нему многие язычники и собирались они в подземных галереях вблизи общественных бань. Римляне же всегда всячески старались уничтожить христиан.
Узнав про это Максимиан приказал схватить и уничтожить иноверцев. Среди схваченных в простом платье был и Дмитрий. Император очень разозлился и велел его заточить в печных каморах общественных бань. Все эти события произошли, когда Максимиан смотрел бои гладиаторов и своего любимца-гладиатора Луи в городском театре. который находится чуть ниже по холму. Мы там то же были и видели раскопки.
Молодой юноша по имени Нестор (христианин) пришёл к Дмитрию за благославлением на бой со знаменитым гладиатором. Дмитрий конечно же осенил знамением Христовым чело его и грудь, сказав при этом:»И Луя одолеешь и за Христа будешь замучен.»Так оно и вышло, Молодой и сильный Нестор не послушался уговорам уступить в бою любимцу императора. Гладиатор Луи всётаки был убит в этом поединке.
Максимиан злобный вскочил со своего трона и печальный возвратился в царский дворец, говоря: «Если бы не было чародеяния каких-то богов, то не был бы Луи, отличавшийся таким мужеством, убит этим юношей». И призвал к себе мучитель Нестора и сказал ему: «Скажи мне, юноша, какие чары ты использовал или кого имея в помощниках Луя убил?» Отвечал Нестор: «Никаких чар не было, и без какого-либо обмана он убит, но бог Димитрия и бог христианский послал ангела своего и убил моей рукой кичливого гордеца».
Очень разгневался император приказал отвести его, как христианина в западную часть города, к так называемым Золотым воротам и отрубить ему голову своим мечом.
Недруги Дмитрия стали наговаривать Максимиану и убеждать его в том, что причина гибели Луи в христианских кознях и в его вере. Император прислушавшись к их доводам приказал убить распространителя христианской веры. На следующий день Дмитрий был заколот копьями около тех же печных камор, где и был в заточении.
Слуга Дмитрия по имени Лупп снял перстень с руки и собрав остатки крови в кувшин обмакнул в неё эту драгоценность. Этим перстнем и молитвами начал Лупп исцелять больных. Но это продолжалось не долго, его вскоре казнили в городском трибунале.
Тело же Дмитрия присыпали верующие христиане, чтоб не съели собаки. Так он и остался покоится на месте своей гибели.
Слава о святом мученике и месте где он был убит, а так же об исцелениях, разнеслась не только по Македонии, но и по Фессалии. К этому месту потянулся народ с верой на покаяние и исцеление.
Создание жития Святого Дмитрия относится к концу 4 века, когда «святой» оказал чудотворную помощь городу, явился «небесный воин» и заставил в панике бежать тогда ещё язычников-славян, осаждавших Фессалоники.
В Византийской империи широкое признание святости Дмитрия начинается с 9 столетия. Позднее именно у славянских народов Дмитрий станет наиболее почитаемым святым-воином, хотя воином никогда и не был. Они восприняли греческого святого, как своего национального заступника «отечестволюбца». Древнее же предание гласит, что он был выходцем из славянской семьи.
В нашей истории Святой Дмитрий упоминается ещё дохристианскую эпоху, когда князь Олег осадил Константинополь. В 1113 году на столбе Михайловского собора впервые выкладывалась (конечно же греками) мозаика с изображением солунского святого воителя. Таким образом можно утверждать что к началу 12 века в Киевской Руси уже существовал развитый культ Дмитрия Солунского (из греческого города Фессалоники).
Так как Дмитрий был не только воин, но правитель, то он особо почитался среди древнерусских князей и считался их ревностным покровителем. Об этом свидетельствует княжеская традиция давать первенцу имя в честь греческого святого. Дмитриями были старшие сыновья Ярослава Мудрого, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Ивана II, Ивана Грозного, Алексея Михайловича.
День памяти Дмитрия Солунского -26 октября по старому стилю.
Собор Святого Дмитрия представляет собой пятинефную базилику. Это единственный памятник, показывающий какими были истинные христианские соборы до Византийской эпохи с однорядным иконостасом. В городе также присутствуют купольные церкви более позднего периода (например Святой Софии 8 век). В соборе так же как и в католических присутствуют скамьи, где верующие спокойно могут молиться. Всё это можно видеть на моих фотографиях.
Вот таким образом, через туризм мы больше познаём историю своей страны, историю христианства.
(638)