Салоники. Димитрий Солунский.

Димитрий СолунскийСамая большая достопримечательность греческого города Салоник (Фессалоник) православный храм Дмитрия Солунского. Это самая большая церковь во всей Греции. Построена она в 5 веке нашей эры. Управляющий иллирийской епархией Леонт заболел и не мог ходить. Принесённый на носилках к могиле Святого Дмитрия он в короткий срок выздоровел. Во славу великого мученика Христого он разрушил печи, бассейны бань и стены возле городских ворот. Из этого материала между театром и обществеными банями создал храм Святого Дмитрия всячески его украсив.

Максимиан Геркулий римский император побив готов и сарматов остановился в Фессалониках, где наместником был Дмитрий из знатного сенаторского рода. Он с детства не ведал страха и не терялся перед невзгодами и проповедовал христианскую веру и заповеди Петра, как то кротость, любовь к ближнему, надежду на жизнь вечную после смерти. Приходили к нему многие язычники и собирались они в подземных галереях вблизи общественных бань. Римляне же всегда всячески старались уничтожить христиан.

Узнав про это Максимиан приказал схватить и уничтожить иноверцев. Среди схваченных в простом платье был и Дмитрий. Император очень разозлился и велел его заточить в печных каморах общественных бань. Все эти события произошли, когда Максимиан смотрел бои гладиаторов и своего любимца-гладиатора Луи в городском театре. который находится чуть ниже по холму. Мы там то же были и видели раскопки.

Молодой юноша по имени Нестор (христианин) пришёл к Дмитрию за благославлением на бой со знаменитым гладиатором. Дмитрий конечно же осенил знамением Христовым чело его и грудь, сказав при этом:»И Луя одолеешь и за Христа будешь замучен.»Так оно и вышло, Молодой и сильный Нестор не послушался уговорам уступить в бою любимцу императора. Гладиатор Луи всётаки был убит в этом поединке.

Максимиан злобный вскочил со своего трона и печальный возвратился в царский дворец, говоря: «Если бы не было чародеяния каких-то богов, то не был бы Луи, отличавшийся таким мужеством, убит этим юношей». И призвал к себе мучитель Нестора и сказал ему: «Скажи мне, юноша, какие чары ты использовал или кого имея в помощниках Луя убил?» Отвечал Нестор: «Никаких чар не было, и без какого-либо обмана он убит, но бог Димитрия и бог христианский послал ангела своего и убил моей рукой кичливого гордеца».

Очень разгневался император приказал отвести его, как христианина в западную часть города, к так называемым Золотым воротам и отрубить ему голову своим мечом.

Недруги Дмитрия стали наговаривать Максимиану и убеждать его в том, что причина гибели Луи в христианских кознях и в его вере. Император прислушавшись к их доводам приказал убить распространителя христианской веры. На следующий день Дмитрий был заколот копьями около тех же печных камор, где и был в заточении.

Слуга Дмитрия по имени Лупп снял перстень с руки и собрав остатки крови в кувшин обмакнул в неё эту драгоценность. Этим перстнем и молитвами начал Лупп исцелять больных. Но это продолжалось не долго, его вскоре казнили в городском трибунале.

Тело же Дмитрия присыпали верующие христиане, чтоб не съели собаки. Так он и остался покоится на месте своей гибели.

Слава о святом мученике и месте где он был убит, а так же об исцелениях, разнеслась не только по Македонии, но и по Фессалии. К этому месту потянулся народ с верой на покаяние и исцеление.

Создание жития Святого Дмитрия относится к концу 4 века, когда «святой» оказал чудотворную помощь городу, явился «небесный воин» и заставил в панике бежать тогда ещё язычников-славян, осаждавших Фессалоники.

В Византийской империи широкое признание святости Дмитрия начинается с 9 столетия. Позднее именно у славянских народов Дмитрий станет наиболее почитаемым святым-воином, хотя воином никогда и не был. Они восприняли греческого святого, как своего национального заступника «отечестволюбца». Древнее же предание гласит, что он был выходцем из славянской семьи.

В нашей истории Святой Дмитрий упоминается ещё дохристианскую эпоху, когда князь Олег осадил Константинополь. В 1113 году на столбе Михайловского собора впервые выкладывалась (конечно же греками) мозаика с изображением солунского святого воителя. Таким образом можно утверждать что к началу 12 века в Киевской Руси уже существовал развитый культ Дмитрия Солунского (из греческого города Фессалоники).

Так как Дмитрий был не только воин, но правитель, то он особо почитался среди древнерусских князей и считался их ревностным покровителем. Об этом свидетельствует княжеская традиция давать первенцу имя в честь греческого святого. Дмитриями были старшие сыновья Ярослава Мудрого, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Ивана II, Ивана Грозного, Алексея Михайловича.

День памяти Дмитрия Солунского -26 октября по старому стилю.

Собор Святого Дмитрия представляет собой пятинефную базилику. Это единственный памятник, показывающий какими были истинные христианские соборы до Византийской эпохи с однорядным иконостасом. В городе также присутствуют купольные церкви более позднего периода (например Святой Софии 8 век). В соборе так же как и в католических присутствуют скамьи, где верующие спокойно могут молиться. Всё это можно видеть на моих фотографиях.

Вот таким образом, через туризм мы больше познаём историю своей страны, историю христианства.

(638)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *