Путевые заметки художника о Греции

Греция озеро Пластира горыЯ художник, и если захотела бы написать картину, посвященную Греции, то отложила бы в сторону тонкие кисти. Грецию хочется писать широкими мазками. Хочется передать, как здесь, словно большими кусками мозаики, море врезается в скалы, скалы врезаются в леса, леса сменяются равниной с серебристыми лоскутами оливковых рощ.

Россию я писала бы иначе. В дереве на нашем равнинном пейзаже стремишься выделить каждый листок, в природной аскетике — найти детали, в просторе — отыскать мелочи, в которых концентрируетя смысл. Чрезмерное внимание к деталям… Иногода ты слишком увлекаешься частностями, теряя при этом ощущение пространства, величины. Как в жизни, как в вере — за четким исполнением правил и предписанных действий не можешь разглядеть Того, ради Кого они…

Греция. ЛандшафтЯ много думала об этом, путешествуя по Греции. Здесь разбиваются частности. Помню, как проплывала на корабле мимо Афона. Святая гора там, а я здесь — этого не было. Вдали от Афона я в то же время чувствовала себя внутри его — в поле действия его Молитвы…

Православная молитва широким мазком проходит по полотну жизни Греции. Будучи состоянием и действием внутренним, она постоянно прорывается наружу — в доброте и радушии встречающихся тебе людей, в маленьких часовенках в частных дворах, в табличке с телефоном настоятеля на закрытой двери церкви: мол, надо? — Звони, и я сразу открою для тебя храм…

Мне трудно описать Грецию мелкими деталями. В память она входит массивами, величинами — природы, православных святынь, следов античности и средневековья.

И память эта остается живой в тебе.

Вернувшись из Греции домой, к множеству тонких кистей я положила в свой этюдник несколько широких…

Метеоры. Греция

Метеоры. Греция

Пейзажи в окрестностях Салоник похожи на крымские: сосны, растущие на склонах, круто спускающихся вниз к дорогам, тут же ровные ряды олив. Там, где рельеф переходит в равнину, часто-часто сменяют друг друга посадки пшеницы, ржи, винограда и вновь олив. Посадки эти вовсе не дачные, но совсем и не широкие поля, как в России. Сельское хозяйство в Греции полностью частное. Небольшие участки поделены на еще меньшие и засажены всем, что только может произрастать на этой богатой земле.

Меня удивило, как много здесь маленьких часовен вдоль дорог. «Здесь сильна, должно быть, потребность совершать молитву», — подумала я. Гид разъяснил: в Греции принято возводить часовни на местах автокатастроф, в каком-то смысле они даже служат предупреждением об опасном участке дороги. Впрочем, такие же храмы с миниатюрными куполами стоят и рядом с частными домами. Потребность в молитве действительно велика.

Анастасия Пассова
Источник

(32)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *