В Черногории находится уникальный национальный парк, который называется Скадарское озеро. Это один из крупнейших резервуаров пресной воды на юге Балканского полуострова. Его длина равняется 43 км, ширина – 25 км, средняя глубина – 7 м, а площадь поверхности составляет 370 кв. км. В зависимости от времени года размеры могут изменяться. Одна третья часть водоема находится на территории Албании и называется озеро Шкодер. Его бассейн питается подземными родниками и шестью реками, самой крупной из них является Морача, а через Буна он связан с Адриатическим морем.
Здесь имеется большое количество заболоченных участков, которые покрыты растительностью. Сам водоем окружают живописные горы, а вода переливается на солнце. Особой популярностью у туристов пользуется поляна лилий.
Еще окрестности водоема считаются наиболее крупным птичьим заповедником во всей Европе. Здесь обитает примерно 270 видов пернатых, некоторые из них довольно редкие и встречаются только в этих краях, например, черный ибис, кудрявый и далматинский пеликаны, серые цапли, домовые сычи и т.д. Часто это место называют «Птичьим раем».
Почти на каждом из множества озерных островов в средние века были построены монастыри, отсюда еще одно название — » Зетский Афон «. В середине XV века здесь было около двадцати монастырей. Мы посетили только два.
Враньина занимает особое место среди монастырей Скадарского озера. Монастырь находится на острове, ныне связанном с автомобильной и железнодорожной магистралью между черногорскими городами Подгорица-Бар, там где река Морача впадает в Скадарское озеро.
Обитель, посвящённую Свт. Николаю Чудотворцу, основал в 1233г. первый Зетский епископ Илларион, рукоположенный самим Св. Саввой I. Здесь была одна из резиденций Зетской епархии (вторая – в монастыре Михольска Превлака). Строитель монастыря владыка Илларион был похоронен в монастырской церкви, в притворе у северной стены (в 1230-1240-х гг.)
Стратегическое положение Враньины на пересечении водных путей привело к тому, что она постоянно была целью турецких нападений и разрушалась в 1557 и 1714г. В 1843 вновь захваченный турками монастырь был превращён в казарму. Окончательно обитель была разрушена в 1862г. во время нового турецкого нападения на Черногорию. От старой Враньины сохранились в Цетиньском монастыре три колокола 14-15 веков, найденных в земле в 1970-х гг., и печать Враньской митрополии с ликом Свт. Николая. О старом монастыре сохранились воспоминания черногорского митрополита (1863-1882) Иллариона (Рогановича), бывшего здесь учеником.
В 1886г. на месте разрушенной церкви черногорский князь Николай I Петрович-Негош возвёл новый храм. Тогда же был построен и большой двухэтажный (с мансардой) келейный корпус. По легенде, здесь князь Николай хотел постричь в монахини тех из своих многочисленных дочерей, которые не выйдут замуж. В 1888-1889гг. здесь жил молодой иеромонах Симеон (Попович) – прп. Симеон Дайбабский – выпускник Киевских Духовных школ и постриженник Киево-Печерской Лавры. Вследствие нездорового климата этих мест он тяжело заболел и осенью 1889г. был переведён в монастырь Острог.
После Второй мировой войны Враньина была сожжена и заброшена. Реставрационные работы начались только в 1998г.
Монастырская церковь Святителя Николая Чудотворца по своим размерам и декору отличается от других церквей эпохи большого обновления храмов при черногорском князе Николае I. Над входом высечена надпись о строительстве монастыря на русском языке:
«Этот храм Святого Николая Чудотворца построен заслугами благоверного господаря князя Николая I Петровича-Негоша лета Господня 1886г. на месте, где когда-то была бывшая резиденция Зетской митрополии».
Остатки большого келейного корпуса находятся юго-западнее церкви. Другие хозяйственные постройки также лежат в руинах.
Монастырь Ком является родовой церковью Джурджа и Леша Черноевича. Церковь в Коме посвящена Успению Пресвятой Богородицы. Исторические источники о воздвижении церкви молчат, но предполагается, что она построена в период с 1415 по 1427 годы. Некоторое время тут находилась Зетская митрополия.
Вид монастыря Ком четко говорит о сложной политической обстановке во время Черноевичей. Приближение турок и балансирование между Отоманской империей и Венецией, а также борьба за независимость заставили Черноевичей защищать свои монастыри уединенностью и недоступностью. Целый комплекс монастырей приобрел вид крепостей. Само здание обителей построено в западной части острова на стратегически важном месте на скале, с которого просматривался подход к Кому. Монастырь был опоясан стеной с двумя воротами.
В период активной жизни, монастырь Ком был очень богатым, так как плодородная земля, в настоящее время оказавшаяся под озером, использовалась под виноградники и под пастбища. Кроме церкви, о жизни монахов, которые ухаживали за церковным хозяйством, свидетельствуют остатки монастырских обителей.
Монастырь долго не вел интенсивную жизнь, потому что после завоевания Жабляка в 1478 году турки были в непосредственном соседстве, и уже в 1485 году Иван Черноевич в хартии об учреждении Цетиньского монастыря дарит Святой Богородице на Цетинье все имущество Комского монастыря. Тем не менее, монастырь не был окончательно покинут, и около 1520 года он опять действует. Затем в течение 17 и 18 веков он почти опустел. Только церковь-собор продолжала жить, ее посещали и открывали.
В середине прошлого века в Коме возобновились службы в день Успения Пресвятой Богородицы, а в строительном и богослужебном смысле его подерживали и хранили священнослужители и монахи из соседних монастырей и народ.
В 80-ые годы 20 века частично проведены исследовательные работы, санация объектов и консервация фресок, а с 1998 года началось восстановление монастыря Ком и возобновление его духовной жизни..
(133)