Новый Валаам

Новый ВалаамПочему финский Валаам – Новый? Всё просто и, увы, печально: Старый-то Валаам был разорен и опустошен в годы безбожного лихолетья в России. До Зимней войны святая обитель на Ладожском озере находилась в составе Финляндии, но зимой и весной 1940 года она оказалась в границах советской тогда России. По примеру Соловков и других монастырей разоренной Святой Руси можно догадаться, какую участь готовили Старому Валааму новые хозяева. Чтобы избежать этой участи, иноки, а также трудники Валаамского монастыря – русские, финны, корелы – покинули древнюю обитель и поселились неподалеку от города Хейнявеси, где потом и возник новый монастырь. По льду Ладожского озера, в сопровождении армейских частей шли и ехали иноки Старого Валаама, унося с собой и боль за истерзанную Россию, и древние святыни, и огромную библиотеку, которой славилась обитель.

Трагедия? Да, и страшная! Но, как считает настоятель Нового Валаама архимандрит Сергий (Райаполви), часто именно трагедии Бог может использовать для спасения.

– В течение четырех месяцев – с декабря 1939-го по март 1940-го, в период страшной для обеих наших стран войны шла эвакуация монашествующих из Валаамского монастыря вглубь Финляндии, которой не грозила опасность подпасть под власть большевиков. Большая часть беженцев покинула Валаам в феврале, по льду Ладожского озера. Зима тогда была ужасно холодной, и лед на Ладоге, слава Богу, смог выдержать беженцев: они покидали монастырь на грузовиках финской армии, помогавшей последним жителям старого монастыря. Финская армия помогала в эвакуации монастыря: монашествующих, огромного архива, многих икон, других ценностей, которым грозило полное уничтожение, как мы знаем на примере обителей разоренной России. Например, только в православной Карелии, которая после войны оказалась под властью безбожников, было уничтожено более 90% храмов, среди которых были жемчужины каменного и деревянного зодчества.

По решению правительства в Финляндии были построены десятки церквей: ведь большинство беженцев из Карелии были православными. Таким образом, храмы появились и в других частях Финляндии. Раньше были храмы в больших городах – в Хельсинки, Вазе, Тампере, Турку, и построены они были в имперское время, но в провинции православных церквей практически не было.

Новый Валаам. Сегодня в Ново-Валаамском монастыре 12 иноков. Казалось бы, не так и много, по сравнению с большими обителями. Но молитва и труд этих 12 человек приводят сюда тысячи людей. Здесь действует и Культурный центр, который объединяет иконописные и реставрационные мастерские, огромную библиотеку и просто потрясающий архив, спасенный иноками от уничтожения в 1940 году. Постоянно в монастыре проходят какие-то образовательные мероприятия. Совсем недавно, например, закончился семинар «Знакомство с Православием. Священное Писание и традиция Церкви». Занятия проводятся чаще всего на двух языках: на финском и русском. Что радует, внимание к просветительским курсам всегда большое, так что надежда архимандрита Сергия на распространение света Православия в Финляндии, думается, вполне обоснованная.

А архив действительно впечатляющий! Главный архивариус, игумен Кассиан, показал мне с восторгом, например, обычный отчет о посещении каким-то архимандритом Игнатием Валаамского монастыря в 1838 году. Ну, казалось бы, посетил и посетил. Ну, оставил пару заметок красивым почерком.

– Ты на подпись смотри!

– Архимандрит Игнатий.

– Дальше читай.

– Брянчанинов. Брянчанинов?!

– Он самый. Святитель Игнатий был назначен в это время благочинным монастырей Санкт-Петербургской епархии. Он способствовал расцвету духовной жизни монашества, в том числе и Валаамского монастыря. Здесь, в архиве, есть много писем святителя к братии, в которых говорится о разных сторонах духовного руководства. Кстати, вот небольшая выдержка из его записей: «Монашеская жизнь на Валааме и восточное исповедание веры христианской в стране той процветали гораздо раньше и сильнее, нежели сколько мог бы заключить путешественник при поверхностном посещении края, при кратковременном взгляде на него… Жители берегов исповедовали православную веру, заимствовав познание ее из монастыря Валаамского; по берегу до самого Кексгольма стояли храмы православные. Корелы этого берега Ладожского озера были православны, как православны теперь корелы противоположного берега, жители Олонецкой губернии…

Но пришло злополучное время – финны склонились к учению Лютера. На местах, где красовались православные храмы, где совершалось богослужение православное, где Божественная Литургия роднила небо с землею, – ныне стоят лютеранские кирки, оглашаемые лишь тощей проповедью холодного пастора… Едва ли многие знают, что в недрах Финляндии еще живо Православие, что оно не вновь насажденное, живет там исстари, остаток общей древней христианской религии, заменившей язычество… Религиозная участь финляндского берега, в союзе с участью Валаамского монастыря, из которого, видно, всегда текла, как из сердца, религиозная жизнь для всей страны этой, процветала и умалялась, сообразно тому, много ли или мало сообщал ей сил Валаамский монастырь.

В начале XVII столетия шведский полководец Понтус де ла Гарди, причинивший столько зла России, разорил обитель Валаамскую; церкви и кельи предал пламени, иноков – острию меча; некоторые убежали, унеся с собою мощи святых основателей монастыря. Подобной участи подвергся и левый берег Финляндии: православные храмы сожжены; священнослужители убиты или изгнаны; распространен между жителями лютеранизм, последователи которого дышали еще фанатическим пристрастием к своей лишь родившейся вере, готовившей умыться в крови Тридцатилетней войны. Достойно замечания, что селения, сохранившие православную веру, находятся не на самом берегу Ладожского озера, не на пути завоевателей, но глубже в Финляндии, за горами, за болотами – естественными оградами страны: там затаились, спаслись они от взора и религии протестантов. В это время многие финны перебежали в Россию для сохранения веры…» – святитель Игнатий рассказывает о том, что Православие в стране Суоми имеет глубокие корни, что оно естественно для ее жителей.

Петр Давыдов  ГОРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ «ХЛАДНЫХ ФИНСКИХ СКАЛ»
Путевые заметки из Нового Валаама
Источник

(57)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *