Антониево-Сийский монастырь

Антониево-Сийский монастырьНе столь уж много дошло до сегодняшнего дня святынь допетровской России, прямо и нерасторжимо связанных с династией Романовых. Какие древние обители в первую очередь приходят на ум, когда вспоминаешь ее судьбу? Новоспасский монастырь в Москве, Новоиерусалимский – под Москвой, да Ипатьевский – в Костроме.

Следующим в этом ряду стоит Антониево-Сийский монастырь (Архангельская область). Преподобные Антоний основал ее в первой четверти XVI века на месте, где, по словам из его жития, задолго появления иноческой братии крестьяне слышали колокольный звон и пение церковное, видели монахов, рубящих лес. Первый век своей биографии монастырь жил небогато, обходился деревянными храмами и держался весьма строгих правил киновиального уклада.

Потом, однако, всё изменилось. В начале XVII столетия сюда направили знатного постриженика: опального боярина Федора Никитича Романова-Юрьева, во иноках Филарета. Он прожил здесь несколько лет, сдружился с игуменом и сохранил в памяти своей самые добрые воспоминание о месте, которое, вроде бы, предназначалось для его унижения.

За пределы обители инок Филарет вышел в самый разгар великой русской Смуты. Страну ожидало еще десять с лишком лет войны, интервенция и всеобщее обнищание, а Филарета Никитича – головокружительная духовная «карьера» и… тяжелый плен у поляков.

В 1613 году его сын, Михаил Федорович, был избран русским царем и первым из Романовых занял русский престол. После этого Михаил Федорович приложил немало усилий, чтобы вызволить отца. Филарет вернулся в Россию шестью годами позже. Очень быстро он занял патриаршую кафедру. Впоследствии страной долгое время правил дуумвират: царь-сын и патриарх-отец, подсказывающий отпрыску львиную долю решений в делах большой политики.

Тогда и началась эпоха благоденствия для Антониево-Сийского монастыря. Филарет благоволит обители, посылает туда дорогие подарки, способствует строительству великолепных каменных храмов. А вслед за ним и прочие представители царской династии оказывают знаки заботы далекому северному монастырю.

Обитель растет, обитель набирается благолепия. Обитель становится одной из самых больших и красивых во всей стране. Всё это продолжается до 1917 года…

Надо ли перечислять, сколько всего там разрушили, испортили, осквернили при советской власти? Зачем? Как везде, в общем-то…

Однако в наши дни на земле монастыря очень многое счастливо восстановлено. И соборная церковь, и уникальный храм-колокольня, воздвигнутый новгородскими зодчими, и большая каменная трапезная. В обители сейчас около пятидесяти священников, дьяконов, монахов, послушников и трудников. Для нашего севера это очень много. Можно сказать, фантастически много…

Старинное величие и старинное цветение возвращается к монастырю с новой силой.

Конечно, дело не обошлось без благочестивых жертвователей. Возможно, их привела сюда древняя слава большого святого – преподобного Антония. Но, скорее, другое. Россия постепенно меняет свое отношение и к своей истории в целом, и к истории последней династии в частности. Всё, что связано с судьбами Романовых, до недавнего времени было табуировано, да чуть ли не проклято от властей. Ныне же всё это приобретает значение гражданских святынь.

Вот и в Антониево-Сийском монастыре вырос новый храм – не восстановленный, а именно новый, творение наших дней. Он освящен по имя святого Николая, последнего государя Российского, недавно канонизированного Русской православной церковью. Эта церковь сама по себе – неоспоримое доказательство того, что мировидение народа обретает иной вид. «Позвонки столетий» срастаются, идет «возвращение имен».

 

Антониево-Сийский монастырь

Антониево-Сийский монастырь

Источник: Антониево-Сийский монастырь — Православный журнал «Фома»

(81)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *