Из истории Горненского женского монастыря

Храм Казанской иконы Божией Матери. Горненский женский монастырь

Храм Казанской иконы Божией Матери. Горненский женский монастырь

Покупая здесь, на месте рождения св. Иоанна Крестителя, первый участок будущей «Москобии», архимандрит Антонин (Капустин) хотел, чтобы весь северный склон горы заселили русские паломницы, желающие до конца своих дней оставаться на Святой Земле. Поэтому каждая насельница за определенную сумму, уплаченную Миссии, получала свой земельный надел и должна была на свои средства построить дом, все хозяйственные постройки, развести вокруг дома садик (обязательно посадить кипарис и миндаль), благоустроить участок. Насельницы по своему вкусу и желанию строили и украшали келлии. Первой поселянкой была инокиня Павла, известная благочестивой жизнью и строгим подвижничеством. О ней в Горненском монастыре сохранилось предание, что первоначально она жила в пещере. Через некоторое время к ней стала приходить гиена и тревожить её. Тогда о.Антонин благословил Павле жить в отдельном доме. Со временем в Горней стали селиться и другие подвижницы. Склон расцветал садами, отдавая дань тяжелому кропотливому труду, любви и заботе.

В 1898 году первоначальная община получила статус ставропигиального монастыря, названного по месту расположения Горненским. Монастырь был по своекоштным: сестры своим рукоделием зарабатывали себе на жизнь и как могли помогали обители. Терпели лишения и трудности, и все это ради того, чтобы на святых местах Палестины возносилась молитва за землю Русскую.

Первой горненской настоятельницей была монахиня Валентина. Ее попечением, в 1903 годы были созданы иконописная и золотошвейная мастерские. Горненские иконы, облачения и другие вещи отличались художественностью и высоким качеством исполнения и охотно раскупались приезжавшими паломниками. Все это давало возможность процветать обители материально. К началу XX века колония русских поселянок насчитывала до двухсот насельниц, которые доживали свой век в собственных домиках. Монашеская жизнь в Горнем не прерывалась ни на один год. Даже в тяжелейшее время Первой мировой войны, когда из Иерусалима в Александрию были высланы сотрудники Русской Духовной Миссии, а настоятельницы русских монастырей объявлены турецкими властями нежелательными лицами, в обители оставались насельницы. Помещения миссии, монастыри и паломнические приюты были заняты турецкими войсками, храмы закрыты.

Оставшиеся в Горненском сестры, чтобы выжить, нанимались на тяжелые работы по дроблению камня в 15 км монастыря. Возвратившись в 1919 году в Горнее, сестры обнаружили, что монастырь практически разрушен, ризница и все ценности монастыря утрачены. В России произошла революция. Материальной поддержки ниоткуда не поступало, у сестер не было средств даже на пропитание. Лишь с помощью Матери Божией и усилиями Британских властей новоизбранная игуменья Тавифа смогла привести храм в благолепное состояние, заново устроить ризницу, отремонтировать некоторые домики сестер. После революции русские владения на Святой Земле оказались у Зарубежного синода. В 1945 году во время визита в Иерусалим нового московского патриарха Алексия I игумения Тавифа напоила его чаем, после подобной «вольности» её отстранили от игуменства. Храм закрыли. Сестры, которые не поддержали новую церковную власть, не имели храма и молились по благословению Блаженнейшего Тимофея, Патриарха Иерусалимского, в греческой церкви в Эйн-Кареме. Они избрали свою игуменью — Антонину.

Из календаря Горненского женского монастыря на 2016 год

(103)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *