Страстная неделя в Греции — Μεγάλη Εβδομάδα

Спаситель на Кресте. Страстная неделя. ГрецияВ Греции, как и в других православных странах, наступила Страстная неделя — Μεγάλη Εβδομάδα— Megali Evdomada, Великая Неделя в прямом Переводе – Великая, потому что события этой недели привели к крестным страданиям Христа и спасением этим человечества. По традиции чтобы дать возможность верующему присутствовать на всех службах этой недели, утреня следующего дня служится в предыдущий день вечером, так вечером Κυριακή των Βαίων служится утреня Μεγάλη Δευτέρα –Megali Devtera – Великого (или Страстного по-русски Понедельника).

На службе этого дня вспоминаются две истории
Первая – ветхозаветная история Иосифа сына патриарха Иакова, проданного своими завистливыми братьями в рабство в Египет, и предварившим своими страданиями, там пережитыми, предательство Агнца и Сына Божиего своим учеником.

Вторая – новозаветная, история о проклятии бесплодной смоковницы. Иисус взалкал и подошел к смоковнице, надеясь найти на ней плоды. Но плодов там не оказалось и Христос сказал: ‘да не будет же впредь от тебя плода вовек’ (Мф. 21,19) и смоковница засохла. Она символизирует иудейскую церковную традицию, застывшую на пустом соблюдении обрядов, потерявшую живую силу единения с Господом и носители которой явились инициаторами распятия Христа .

Вечером Великого Понедельника служится утрення Όρθρος – Orthros – Утреня Μεγάλη Τρίτη – Megali Triti Великого Вторника.

На нем вспоминаются две евангельские притчи
О девах разумных и неразумных девах. В Евангелии от Матфея (25:1—13, ждавших начала брачного пира. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
Но в полночь раздался крик: “вот, жених идет, выходите навстречу ему”. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: “дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут”. А мудрые сказали им пойти самим купить. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: “Господи! Господи! Отвори нам”. Он же сказал им в ответ: “истинно говорю вам: не знаю вас”. Это напоминание о том , что надо бодрствовать” потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий”.

Исполняется тогда и первый раз на Великой Неделе эксапостиларион Τόν νυμφώνά σου βλέπω. Это одно из прекраснейших песнопений Великой Недели. На церковнославянском он звучти как ЧЕРТОГ ТВОЙ ВИЖДУ, СПАСЕ МОЙ, УКРАШЕННЫЙ…

Вторая притча вспоминаемая на этой службе – это притча о талантах(Евангелии от Матфея 25:14-30.)  Некто, господин, хозяин, оставил своим рабам имение, а сам ушел. Одному дал пять талантов, другому — два таланта, третьему — один талант. Но всем дал таланты Талантом в те времена называлась мера веса серебра (около 34 килограммов. Пришел и спрашивает: “Что же ты сделал с этими талантами?” — “А вот я работал с этими талантами, работал, и из них сделал десять талантов”. — “Войди в радость господина твоего”, — говорит хозяин, господин. — “А ты что с двумя талантами сделал?” — “То же самое”. — “Войди в радость господина твоего”. — “А ты что сделал?” — А я его спрятал, возьми его обратно”. Ах ты, ленивый слуга! Разве я для того дал тебе деньги, чтобы ты закапывал их? Ты должен был пустить мои деньги в оборот и вернуть их мне с прибылью. Возьмите у него талант и отдайте тому, у кого их десять!” – закричал разгневанный хозяин.
Она напоминает о том что то нужно очень ценить и увеличивать все таланты, которые нам даны.

Вечером Великого Вторника служится Όρθρος – Orthros – Утреня Μεγάλη Τετάρτη – Megali Tetarti – Великой среды .

В нем вспоминается евангельская история о раскаявшейся блуднице, которая выливает для омовения ног Христа целый сосуд драгоценного мира ( использовавшегося обычно по каплям) и вытирает его ноги своими волосами В этот день церкви заполняют люди, чтобы услышать прекрасный Тропарь монахини Кассиани Το τροπάριο της Κασσιανής Μοναχής To tropario tis Kassianis

В тропаре Кассиани женщина с горем говорит что внутри души её темная ночь и страсть к греху и молит открыть ей источник слез, могущих её очистить, Он – изливший воду из туч, Он, спустившийся с Неба на Землю. Ибо кто может счесть множества её грехов – но милость Господа её безмерна. Тропарь полон такой силы, такой внутренней красоты, которая свойственна редким произведениям ,пронесшим свою силу через века, которые действуют с одинаковым впечатлением на людей живших века назад и на наших современников.

 

Вечером Μεγάλη Τετάρτη- Megali Tetarti – Великой Среды осуществляется таинство елеосвящения. Читаются семь отрывков из Евангелий и семь молитв – так освящается елей (оливковое масло), которым священник начертывает потом крест на лбу, щеках, подбородке и ладонях прихожан. Во время службы освящения елея священниек зажигает свечу на каждый отрывок из Евангелий, который он читает – так же делают и прихожане, находящиеся на службе. Многие женщины приносят с собой муку, в которой они устанавливают свечи – эта мука используется для печки пасхальных κουλούρια.

После окончания таинства Елеосвящения Вечером Μεγάλη Τετάρτη- Megali Tetarti – Великой Среды начинается служба Όρθρος – Orthros – Утреня Μεγάλη Πέμπτη – Megali Pempti – Великого Четверга. На ней вспоминаются служба Όρθρος – Orthros – Утреня

Τον Ιερό Νιπτήρα – Iero Nyptira- Омовение Христом ног своих учеников.
На Востоке в древности данный обряд был обычаем гостеприимства. Иисус препоясался полотенцем, чтобы омыть ноги ученикам. Повеление омывать ноги друг другу также было Им как пример для служения друг другу во всём без стеснения.

Τον Μυστικό Δείπνο – Mystiko Dipno Тайная вечеря. – последняя трапеза Христа с его учениками, произошедшая в Великий четверг на которой было передано ученикам таинства причастия Плоти и Крови Христовой

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, едите: сие есть Тело Моё“ (Матфея 26:26) „И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все; Ибо сие есть кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов“ (Матфея 26:27-28) Προσευχή του Κυρίου, στο Όρος των Ελαιών – Prosevhi tou Kyriou sto Oros ton Elaion – Молитва Господа в Гефсиманском саду

Совершив Тайную Вечерю и причастив Своих учеников, Господь Иисус Христос пошел с ними в Гефсиманский сад. Гефсиманский сад, густо усаженный оливковыми деревьями, некогда принадлежал праотцу Спасителя, царю Давиду. Когда Господь посещал Иерусалим, Он неизменно собирался со Своими учениками в Гефсиманском саду. Зная это, Иуда, один из апостолов (который покинул Тайную Вечерю, чтобы предать Спасителя) решил именно сюда привести стражу, чтобы они могли здесь арестовать Христа.

Зная о приближении воинов, Господь стал готовиться к предстоящему суду у первосвященников и к Своей крестной смерти. Чувствуя необходимость молитвы в этот решающий момент, Господь сказал апостолам: “Сидите тут, пока Я помолюсь”. Отойдя на небольшое расстояние, Господь начал скорбеть и тосковать. “Душа Моя скорбит смертельно, — сказал Он находящимся невдалеке апостолам Петру, Иакову и Иоанну. — Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною”.

Потом, несколько отойдя, Он пал на лице Свое и начал молиться: “Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты”. Молитва эта была столь напряженной, что по описанию евангелистов, пот, как капли крови, стекал с Его лица на землю. В это время невероятной внутренней борьбы явился к Иисусу Ангел с Неба и стал укреплять Его.

Προδοσία του Ιούδα – Prodosia tou Iouda – Предательство Иуды.

Задумав предать Христа, Иуда идет к первосвященникам и говорит: что вы дадите мне, если я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Христа. Случай подвернулся на следующую же ночь. Иуда приводит вооруженный отряд воинов и слуг первосвященников в Гефсиманский сад, где обычно проводили ночь Христос и апостолы. “Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел?”
В этот день исполняется тропарь *Ότε οι ένδοξοι Μαθηταί…* По-церковнославянски он звучит как: “Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души Учителю таковая дерзнувший. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе”

 

Источник

(31)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *