«Хожение на богомолье» меняет людей

ПаломникиЯ занимаюсь данной темой уже четверть века: изучаю историю, вожу людей по святым местам, собираю коллекцию исторических предметов и книг… Могу уверенно сказать, что «хожение на богомолье» (как говорили в старину) реально меняет людей. Уже после первого посещения святого места человек становится другим. Очищается, устремляется к Высшему его душа. Путешествие к святыням преобразовывает личность. Не зря известный духовный писатель, иеромонах русского афонского Пантелеимонова монастыря, один из основателей Нового Афона в Абхазии Арсений (Минин) в 70‑х годах XIX столетия, обращаясь к народу России, сказал так: «Начни жизнь новую, благодатную, возрожденную посещением святых мест».

Трагедия России в том, что была разорвана цепь, связывающая поколения. Точкой видимого разрыва стал 1917 год, но на самом деле разрушительные процессы начались гораздо раньше. Сегодня мы стоим перед необходимостью воссоздания традиций, объединяющих народ. Среди этих основ народного бытия важное место занимало паломничество. Можно сказать, что почти каждый человек в царской России хоть раз в жизни отправлялся на поклонение святыне.

Традиции православного паломничества, как это ни удивительно, не исчезли и в годы официальной безбожной политики. Хотя, конечно, их пытались искоренять, начиная с первых лет советской власти. Казалось бы – ну какое дело большевистским правителям до того, что трудящиеся в свободное от работы время совершают поездки куда-то? Ведь паломничество – дело тихое, смиренное… Однако ревнители государственного атеизма хорошо понимали: пока верующие приходят к святым местам, эти святыни продолжают жить. Известно много примеров, когда люди с разных концов страны продолжали притекать к давно закрытым, подвергшимся поруганию монастырям и храмам. Ходили группки и отдельные странники и по древним священным путям – например, по маршруту Великорецкого крестного хода к святому Николе. И, значит, в мистическом смысле эти благодатные места продолжали действовать!

В моей коллекции есть любопытный опубликованный документ: ≪О ликвидации паломничества к святым местам. Докладная записка старшего инспектора по делам РПЦ А.М. Пашкина председателю Совета Г.Г. Карпову о результатах поездки в г. Курск по вопросу выяснения возможности ликвидации паломничества из г. Курска и районов области в быв. Коренную пустынь к водному источнику». Записка датирована 7 октября 1958 года, это начало хрущевской кампании наступления на религию. Но показательно, что Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы пустынь была закрыта еще в 1923 году! А добиться прекращения паломничества к ней так и не удалось… С 1989 года в обители возобновилась монашеская жизнь.

Думаю, что одной из задач развития массового туризма в СССР было как раз вытеснение традиций православного паломничества, замена его неким светским альтернативным вариантом. В поздние советские годы сотни тысяч, если не миллионы граждан совершали поездки по профсоюзным путевкам в старинные города. Разумеется, этот вариант путешествия не предусматривал глубокого соприкосновения с духовной стороной жизни Древней Руси. Церкви и монастыри осматривались просто как «исторические памятники». Во многих закрытых обителях – например, в Нило-Столобенской пустыни – действовали турбазы. В Ростове Великом на архиерейском дворе открыли «интуристовский» ресторан. И таких примеров множество. Но, тем не менее, и в туристических поездках люди, посещавшие древние святыни, могли кое о чем задуматься… Паломничество – простой и действенный путь духовного возрождения, как отдельной личности, так и народа в целом.
Если же вернуться к значению паломничества для истории русской культуры – его трудно переоценить. Сама православная государственность Руси возникла во многом благодаря паломничеству! Только тогда самого этого слова еще не было, оно появляется в XII веке и происходит от слова ≪пальма≫. С пальмовыми ветвями в Святой Земле празднуют Вход Господень в Иерусалим (у нас, из-за холодного климата, пальмы заменили вербой).

Странники привозили пальмовые ветви из Иерусалима к себе на родину, хранили их здесь как дорогие, памятные святыни. Помните стихотворение Лермонтова «Ветка Палестины»:
…Заботой тайною хранима
Перед иконой золотой,
Стоишь ты, ветвь Ерусалима,
Святыни верный часовой.
Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой…
Все полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой.

Источник

(24)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *